Перейти к содержанию
Авторизация  
Константин Карасёв

Авиакатастрофа 20 июня 2011 в Петрозаводске

Рекомендуемые сообщения

Расследование Межгосударственного авиационного комитета

К смерти людей привели сразу несколько трагических обстоятельств. Но: мне показалось, что личность капитана воздушного судна (КВС) напоминает описанными чертами личность адепта культа или находящуюся в группе риска, и взаимодействие в экипаже в критический момент - давление авторитета штурмана - сродни культовому. Можно, конечно, вспомнить и генерала в кабине польского Ту-154. Или это слишком натянутые аналогии?

...Анализ личностного профиля КВС, выполненного по методике ММИЛ (методика многостороннего исследования личности) говорит о личности (КВС) стенического (высокий жизненный тонус) типа реагирования с преобладанием экзальтации (восторженное, возбужденное состояние) в стиле поведения. Данному типу свойственна активная жизненная позиция, приподнятость настроения, легко возникающие и быстро угасающие реакции гнева, эмоции гордости. Завышенная самооценка сопровождается бесцеремонностью в поведении и снисхождении к своим промахам и недостаткам.

Наличие «демонстративного оптимизма», напряженности, стремления подчеркнуть свою стойкость, способность игнорировать затруднения, высокая активность сочетаются с высокой способностью к вытеснению отрицательных сигналов, отсутствию чувства опасности, демонстративностью, эмоциональной незрелостью, эгоизмом.

В стрессовой ситуации проявляется избыточная, но не всегда целенаправленная активность, хаотичность, при этом преобладает подражание авторитетной личности...

27 января 2011, при выполнении посадки в аэропорту Внуково, КВС, работая в авиакомпании «ЮТэйр-экспресс», допустил приземление с перегрузкой 2,14 ед. Данное событие было квалифицировано как авиационный инцидент, в связи с чем руководством авиакомпании ему было предложено перейти во вторые пилоты самолета Ту-134, однако он отказался и в феврале 2011 уволился.

В марте 2011 пилот был принят на должность КВС Ту-134 в ЗАО «Авиакомпания РусЭйр»...

...

В характеристике штурмана специалисты отмечают: «Скорректированный профиль (штурмана) соответствует нормативным границам и показывает личность стеничную, активную,

с преобладанием мотива на самоутверждение. Умеренно выражены такие черты, как: аккуратность, склонность к самоанализу, упрямство, соревновательность, неудовлетворенность, мягкость, доброжелательность. Отмечается раздражительность и застревание на обидах. При длительных неудачах может развиться депрессивная реакция. В стрессовой ситуации, в первый момент, может проявиться неверие в свои возможности, растерянность. С нарастанием напряжения - активность может блокироваться».

...В процессе захода на посадку штурман проявляет повышенную активность в корректировке курса полёта, временами, пытаясь ускорить действия КВС (19:35:11. – «Вправо 20 возьми и па шустрей пока крути» и в 19:35:29 – «Саш, крути быстрее, а!»), и уверяет КВС в том, что без проблем точно выведет самолёт на курс посадки (19:35:39 – «Я тебя точно выведу…»).

...Недостатки и нарушения в действиях экипажа при выполнении посадки:

КВС:

- не использовал показания АРК для контроля пути по направлению при следовании ВС на предпосадочной прямой;

- не выполнил уход на второй круг с ВПР (110 м) при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами;

- после срабатывания сигнализации «Опасная высота» (60 м) и отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, продолжил снижение, не выполнив уход на второй круг.

Штурман ВС:

- неправильно определил ЛУР начала разворота на посадочный курс с учётом фактических параметров полёта вследствие неучёта попутного ветра и повышенной скорости полёта ВС;

- не учитывал показания АРК для контроля траектории снижения по курсу, используя показания KLN-90В;

- информирование КВС: «Я тебя точно выведу…» могло способствовать отвлечению пилотов от контроля направления с использованием АРК;

- не скорректировал вертикальную скорость снижения и курс на высоте 150м и удалении 3км от ВПП, когда ВС пересекло заданную глиссаду снижения;

- на высоте НВО 140м, в нарушение технологии работы членов экипажа самолета Ту-134, не сообщил: «Оценка», по которой функции пилотов перераспределяются: КВС начинает устанавливать визуальный контакт с наземными ориентирами, а второй пилот активно пилотирует;

- на высоте 110м не сообщил: «ВПР», после чего, в соответствии с технологией работы членов экипажа самолета Ту-134, пилоты начинают маневр ухода на второй круг при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами или продолжают снижение для выполнения посадки при наличии визуального контакта;

- на удалении 2км и высоте полета ВС 60м не доложил КВС о нахождении самолета значительно ниже заданной траектории снижения, что, возможно, связано с ослаблением внимания вследствие нахождения в состоянии легкого алкогольного опьянения.

2 пилот:

- на высоте ниже 100м при вертикальной скорости более 5 м/с не доложил: «Крутое снижение»;

- не выполнил уход на второй круг при срабатывании сигнализации «Опасная высота» (60м) при несообщении КВС о своём решении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К смерти людей привели сразу несколько трагических обстоятельств. Но: мне показалось, что личность капитана воздушного судна (КВС) напоминает описанными чертами личность адепта культа или находящуюся в группе риска, и взаимодействие в экипаже в критический момент - давление авторитета штурмана - сродни культовому. Можно, конечно, вспомнить и генерала в кабине польского Ту-154. Или это слишком натянутые аналогии?

Ну, не стоит слишком увлекаться типизацией личностей. ИМХО

А вообще, как сын летчика, к тому же Капитана Воздушного Судна, скажу, что раньше при профотборе таких не допускали к работе КВС.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что интересно, Константин, летчики (по моим наблюдениям), к своему авторитету относятся очень трепетно, даже болезненно. В летном деле "человеческий фактор", ИМХО, определяющий.

Отец рассказывал мне, как однажды на испытаниях посадили в самолет двух полковников. Они заспорили, кто из них кому должен подчиняться, итогом стала катастрофа.

Можете считать это издержками профессии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ещё одно авиапроисшествие расследовали - дагестанский ТУ-154М, аварийно севший и выкатившийся за полосу в Домодедово 4 декабря 2010 - и всё тот же человеческий фактор.

...По оценке специалистов по авиационной психологии, штурман, в процессе возникновения и развития особой ситуации, проявил гиперактивность (повышенную активность), выразившуюся в ряде ошибочных действий, а также в поспешных докладах диспетчеру, несогласованных с командиром ВС. В ущерб своим прямым профессиональным обязанностям, он, фактически, стал неформальным лидером в экипаже, внося при этом излишнюю нервозность в обстановку в кабине и оказывая психологическое давление на экипаж в целом.

Лидеры-лидеры, везде лидеры, только не там где надо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Лидеры-лидеры, везде лидеры, только не там где надо.

Что поделать, в этой профессии лидер нужен обязательно. Но если КВС не может им стать, это приводит к таким вот последствиям...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Авторизация  



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      Сбор денег на хостинг в 2017 году

      08.08.2017

      Читаем и участвуем:  
×
×
  • Создать...