Перейти к содержанию
Авторизация  
Redactor

РПЦ в светских школах: развал или прогресс?


Рекомендуемые сообщения

C 1 сентября во многих школах страны добавится еще один обязательный предмет – основы православия

Пока в Москве продолжали спорить о факультативном школьном курсе ОПК - "Основы православной культуры", на периферии он стал обязательным предметом. С 1 сентября ОПК вводится сразу в четырех регионах - теперь их общее число перевалит за полтора десятка. Недоумение верующих других конфессий и педагогической общественности России наталкивается на тезис о "культурологическом характере" новой школьной дисциплины, пишет сегодня автор публикации в "Новых Известиях".

По мнению представителей РПЦ, сомневаться в необходимости курса ОПК - все равно, что оспаривать курс русского языка.

Похоже, под многолетней дискуссией о целесообразности преподавания основ православия в школах России подведена черта. 1 сентября предмет, который замышлялся в середине 90-х как факультатив, станет во многих регионах обязательным. Русская православная церковь (РПЦ) нанесла мощный удар Министерству науки и образования РФ.

- В каких регионах введены "Основы православной культуры"

- История вопроса: Как необязательное сделать обязательным

- Религия пришла и в детские сады

- Об опасности многие предупреждали

- С чего начиналось

- Религиозное образование в странах мира

В среду патриарх Алексий Второй считает, что основы православной культуры должен знать каждый школьник России. "Основы православной культуры - это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится в школе, должен знать историю своей культуры", - сказал патриарх журналистам в Государственном историческом музее по окончании церемонии открытия выставки "Патриархи Московские и всея Руси в ХХ-ХХ1 веке". "И если живут в нашей стране люди, исповедующие другие религии, они должны знать свою культуру. Но также должны знать историю той страны, в которой они живут", - приводит ИТАР-ТАСС слова Алексия Второго.

В начале 2006 года, выступая на XIV Рождественских образовательных чтениях, Андрей Фурсенко рапортовал о том, что "заканчивается подготовка пособия по истории мировых религий для учащихся 10-11-х классов".

Вместо ожидаемых министром аплодисментов раздался свист и выкрики: "Ты в России живешь или где?", "Не нужны нам твои мировые религии!" Порядок восстановился только после того, как об этом попросил патриарх. Но растерянный вид министра говорил о том, что все его попытки найти с РПЦ компромисс по поводу преподавания религиозных дисциплин в школах пошли прахом. Министр выглядел провинившимся школяром, когда его с трибуны форума, к удовольствию зала, отчитывал управделами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): "Уважаемый Андрей Александрович, не бойтесь того, что в школу придет священник. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к нему придет проповедник шовинизма и жестокости". На последующей пресс-конференции митрополит подчеркнул, что выступает категорически против преподавания "Основ православной культуры" в качестве факультатива, "поскольку в современных условиях, учитывая загруженность школьников базовой программой, полноценное посещение занятий по предмету, который носит совершенно необязательный характер, маловероятно".

Теперь видно: это заявление отражало не личную точку зрения митрополита, а факт почти свершившийся. Дверь в класс для учителя Закона Божия была приоткрыта.

С чего начиналось

Артподготовка к взятию школы началась год назад. На "круглом столе" в московском храме Троицы в Листах зампредседателя комитета Госдумы по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями Александр Чуев предложил в обход главы Минобрнауки провести серию образовательных конференций в регионах, на которых представители местных органов образования, директоры и учителя примут резолюции о введении ОПК в школах в обязательном порядке. Депутат выразил надежду на помощь тех сторонников ОПК, которые еще "не вычищены" из аппарата министерства.

Год не пропал зря. С 1 сентября ОПК будут зубрить во всех школах Орловской области. Как сообщил начальник областного управления образования Александр Копылов, "если ОПК вводится в учебный план как региональный компонент, то никаких проблем с преподаванием этого курса не возникает".

Аналогичное заявление сделала замначальника областного управления образования и науки Белгородской области Светлана Калашникова. "Цель введения такого предмета, - пояснила она, - воспитание белгородских детей в духе традиционных ценностей и, в конечном счете, укрепление семьи". Учебная программа, разработанная на теологическом факультете Белгородского госуниверситета, рассчитана на 10 лет - со 2-го по 11-й класс.

О введении ОПК в Калужской области доложила сотрудник регионального министерства образования, культуры и спорта Татьяна Курская. "Новая дисциплина в калужских школах будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю", - добавила г-жа Курская.

24 июля 2006 года в городке Старице Тверской области, на территории Свято-Успенского монастыря, прошло заседание областного экономического совета по поддержке РПЦ. Особое внимание было уделено ОПК. Экономический совет намерен уже с 1 января 2007 года рекомендовать включение этого предмета как обязательного. Тверские бизнесмены готовы дать деньги на подготовку учителей и закупку учебников.

В 194 образовательных учреждениях Рязанской области будет введен курс ОПК. Об этом на августовском педсовете заявил начальник управления образования, науки и молодежной политики Александр Канунников. Хотя он и оговорился, что "этот светский историко-культурный курс будет читаться только с согласия родителей и по желанию учеников", нет сомнений: скоро нужда в оговорках отпадет. Незадолго до педсовета архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) заявил: "Идея преподавания ОПК в качестве факультатива обречена на провал. Факультатив предполагает дискриминацию по отношению к тем детям, которые хотят больше знать о православной культуре своей страны".

Самым решительным образом выступили в крестовый поход против Андрея Фурсенко в Брянске. ОПК там обязательный предмет в программах 1-4-го классов, а в средней и старшей школе - в форме факультатива. На приобретение учебников из резервного фонда обладминистрации выделен 1 млн. рублей. Любопытно, что школьники будут заниматься по учебнику Аллы Бородиной - самому первому, вызвавшему нарекания педагогов и чиновников Минобрнауки. И еще одна деталь: школьникам младших классов на уроках ОПК будут ставить отметки так же, как и по другим предметам. Это стирает и без того зыбкую границу между школой государственной и церковно-приходской.

Такую опасность многие предвидели и предупреждали

Весной зампредседателя комитета Думы по образованию Олег Смолин, говоря о введении ОПК в качестве обязательного предмета, напомнил, что образование в России светское, а религиозное возможно только с согласия детей, по просьбам родителей и с разрешения органов самоуправления. "Если фактически речь идет о Законе Божьем, конечно, здесь есть нарушение законодательства, - сказал О. Смолин. - Те учебники, которые мне удалось пролистывать, - я говорю это как доктор философии и членкор Академии образования - скорее, склонны к Закону Божьему, чем к основам православной культуры".

Чем дальше дело с ОПК заходит, тем очевиднее: разговоры представителей патриархии и их лоббистов о том, что это-де всего лишь культурологический предмет, что на уроках детишки будут учиться любить мать-родину и родную маму, что нельзя растить поколение иванов, не помнящих родства, - дымовое прикрытие для последнего, решительного.

Религия пришла не только в школы, но и в детские сады

В Свердловской области опэкашники прорвались не только в школы, но и в детские сады: два года назад их было 5, сегодня - уже 32, рассматривается вопрос еще о 80. Малышам читают жития святых, возят в паломнические поездки - например, на место расстрела царской семьи. В детском садике N516 оборудована молитвенная комната, куда регулярно приходит батюшка. Детский сад сотрудничает с общеобразовательной школой во имя царевича-мученика Алексея, расположенной по соседству.

Педагогические эксперименты, проводимые в области, в июне подверглись критике на сайте "Старообрядческое обозрение". Преподавание ОПК в местах исторического проживания староверов расценивается как прозелитизм. Сайт призывает своих единоверцев "объединиться с неверующими родителями и родителями других исповеданий и требовать от прокуратуры принять меры".

С протестами против насаждения ОПК все чаще выступают приверженцы других религий, и это уже не детские шутки. Специальная общественная комиссия в Самарской области пришла к выводу не торопиться с введением в школах предмета, против преподавания которого выступили мусульманская и иудейская общины. По их мнению, даже в факультативной форме изучение основ какой-либо одной религии недопустимо, так как это может привести к третированию детей, находящихся в меньшинстве.

15 мая в Уфе прошел "круглый стол" с участием депутатов госсобрания Башкортостана, руководителей исполкома Всемирного курултая башкир, Уфимской и Стерлитамакской епархий РПЦ. Итогом дискуссии стало заявление: "В таком многонациональном и многоконфессиональном регионе, каким является Башкортостан, преподавание ОПК может осложнить ситуацию". Посетивший Уфу председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана Рамиль Юнусов поддержал своих башкирских собратьев. По словам Р. Юнусова, Татарстан также не готов к введению этого предмета, даже если его дополнят курсом "Основы исламской культуры".

Но в том-то и дело, что ни мусульмане, ни протестанты, ни иудеи, ни буддисты нигде и ни разу не высказывались за такой вариант решения проблемы. Они убеждены: религиозное обучение детей должно ограничиваться домом и храмом.

Это мнение не разделяет РПЦ. Именно потому, что православие в России - религия большинства. Подавляющего. Во всех смыслах.

Мнения: "Это может привести к дискредитации Церкви"

Евгений Бунимович, депутат Московской городской думы:

"Я не знаю страны, которая решила бы эту проблему раз и навсегда. Есть Франция, в которой совершенно жестко отделена Церковь от государства и от школы. В соседней Германии все иначе, там это преподается факультативно. И вопрос разных конфессий там, конечно, стоит. Около 10% детей в школах Германии записалось на ислам. В Италии очень сложно стоит этот вопрос, потому что раньше был конкордат с Ватиканом, а сейчас другая ситуация. Поэтому нам говорить надо не о введении одного урока ОПК в неделю - факультативно или в обязательном порядке, речь о пронизывании всего школьного курса в той или иной степени вещами, которые являются сущностными для России".

Михаил Ардов, протоиерей, литератор:

"Я уже более четверти века православный священник, но, кроме того, реалист и боюсь, что введение этого предмета может вызвать совершенно обратный эффект. В 1991 году я служил в Егорьевском районе. Неподалеку от моего прихода было очень большое село. И поскольку тогда был подъем интереса к Церкви, одна очень милая женщина, учительница, пришла ко мне и сказала: "Хотите вести у нас уроки религии?" Я сказал: "Конечно хочу!" На первую мою лекцию пришло столько народу, что актовый зал не вместил всех желающих. На второй урок пришло семь человек, а на третий не пришел никто. Вот этого я боюсь - дискредитации православия".

Патриарх Алексий II

Между тем, в преддверии нового учебного года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь заявил о необходимости преподавания основ православной культуры в российских школах.

"Я считаю, что основа православной культуры - это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры", - заявил сегодня Патриарх, отвечая на вопросы журналистов в Государственном историческом музее после открытия выставки "Патриархи Московские и всея Руси: век ХХ и ХХI". Алексий II подчеркнул, что историю и основы культуры своего государства должен знать каждый культурный человек.

"Если в нашей стране живут люди, исповедующие другие религии, то они, конечно, должны изучать свою культуру, но должны знать и культуру той страны, в которой они живут", - заключил Патриарх.

Совет муфтиев России

Как сообщает сегодня "Интерфакс" в Совете муфтиев России намерены поставить перед властями вопрос о расширении преподавания "Основ исламской культуры", но считают эту меру вынужденной.

Религиозное образование в странах мира

Самое интенсивное обязательное религиозное образование дается в школах Саудовской Аравии и Йемена (в первые шесть лет обучения религиозные предметы занимают соответственно 31% и 28% учебного времени).

Православие преподается в качестве обязательного предмета в Греции. Представители других религий могут не посещать занятия. В Италии Закон Божий был обязательным до 1984 года, когда итальянское правительство и Ватикан заключили новое соглашение, по которому по желанию ученика и его родителей еженедельный "Час религии" можно заменить другим предметом. Сегодня в начальной школе не посещают религиозный урок 6% учеников, а в старшей - 38%.

В ряде стран Европы учащиеся вправе заменить религиозный курс любой гуманитарной дисциплиной: в Финляндии - философией, в Польше и Люксембурге - этикой. Школьное религиозное образование не практикуется в Китае, Японии, Вьетнаме, Узбекистане, Туркменистане.

В Северной Корее, Эфиопии и на Кубе оно может осуществляться только в воскресных школах и на дому.

В каких российских регионах будут преподаваться "Основы православной культуры"

Как сегодня сообщили агентству "Интерфакс" в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), с нового учебного года "Основы православной культуры" станут компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Еще в 11 регионах православный предмет будут преподавать на факультативной основе.

В Белгородской области "Основы православной культуры" станут преподаваться как обязательный предмет с 1-го по 11-й класс по решению областной думы и с согласия родителей и школьников. Программа курса для областных школ была разработана на теологическом факультете Белгородского университета.

В Калужской области новая дисциплина будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю на обязательной основе, в Брянской - с 1-го по 4-й класс как обязательный предмет, а в средней и старшей школе - в форме факультатива. При этом на приобретение учебников из резервного фонда администрации Брянской области выделен 1 млн рублей.

В Смоленской области "Основам православной культуры" сегодня обучаются 16 тыс. школьников в 450 государственных школах под руководством 500 педагогов, преподавание "Основ" здесь носит обязательный характер в течение уже пяти лет.

В Рязанской области курс "ОПК" с 1 сентября станет преподаваться факультативно в 194 образовательных учреждениях (по сравнению с 60 в прошлом году). Также с осени "Основы православной культуры" появятся в школах Орловской области.

В Тверской области "Основы православной культуры" могут быть включены в качестве обязательного компонента в школьную программу с 1 января 2007 года на основании рекомендаций областного экономического совета при поддержке Русской православной церкви.

В Московской области курс "ОПК" преподается на факультативной основе в течение уже шести лет, и за этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе "не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии".

В Курской области "Основы православной культуры" преподаются факультативно с 2003 года, в настоящее время областной издательский совет разрабатывает проект учебника "ОПК" для местных школьников.

В феврале этого года совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание "Основ православной культуры" в образовательных учреждениях региона, ведущееся ныне факультативно.

Также в феврале проект факультативного преподавания курса "ОПК" с 5-го до 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области.

В школах Мордовии факультатив "Основ православной культуры" в 7-11 классах появится с 1 сентября. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом и Саранской епархией.

Факультативное преподавание "Основ православной культуры" ведется также в средних школах Новгородской, Свердловской и Архангельской областей.

В соответствии с принятой в июле Московской духовной академией комплексной общецерковной программой преподавания "Основ православной культуры" к 2010 году предполагается подготовить более 10 тыс. специалистов по данному предмету из числа учащихся духовных школ и светских педагогов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну что тут можно сказать - мракобесие наступает. Религиозная и мировоззренческая нетерпимость будут только возрастать. Россия снова сделала решительный шаг назад, снова показывая всему миру как "не надо" делать. :angry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну что тут можно сказать - мракобесие наступает. Религиозная и мировоззренческая нетерпимость будут только возрастать. Россия снова сделала решительный шаг назад, снова показывая всему миру как "не надо" делать. :angry:

Именно так, во всем мире - образование светское! :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из этого будет одна важная польза - молодые люди может будут лучше понимать Христианство и, скажем так, его границы. Многие дескульты (я не беру внутрихристианские) держатся на том, что считаюти себя совместимыми с Христианством или необоснованно его критикуют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из этого будет одна важная польза - молодые люди может будут лучше понимать Христианство и, скажем так, его границы. Многие дескульты (я не беру внутрихристианские) держатся на том, что считаюти себя совместимыми с Христианством или необоснованно его критикуют.

Извините, но для этого нужно идти в школы, как "обязательно-добровольный факультатив"?! А почему бы не сделать Церковь лиже к человеку в жизненной ситуации, когда он свободен в выборе, а не когда он "становится гражданином/ячейкой государства/общества"?!

ИМХО Христианство можно/нужно полюбить и без школы. :pioneer:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из этого будет одна важная польза - молодые люди может будут лучше понимать Христианство и, скажем так, его границы. Многие дескульты (я не беру внутрихристианские) держатся на том, что считаюти себя совместимыми с Христианством или необоснованно его критикуют.

Для еще большей пользы и большего понимания христианства предлагаю ва-аще к чертовой матери отменить все остальные дисциплины! Изучение ОПК ввести в дошкольных учреждениях, пользы будет за.....!Изображение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

27 сентября 2006 года

Сергей Лебедев

Религия в светской школе как социально-технологическая проблема

Сегодня, в связи с региональными инициативами введения в программы средних школ обязательного православного "всеобуча", наблюдается очередное обострение общественной дискуссии по проблеме "школа и религия". Идея, конкретные формы, масштабы и методы внедрения религиозного содержания в эту, до недавнего времени предельно секуляризованную, область социокультурной жизни уже не первый год вызывают в обществе жаркие и не всегда продуктивные споры. Тем не менее, несмотря на все существующие противоречия, религия сумела успешно институциализироваться в средней и высшей российской школе. Так, авторитетные деятели российского образования признают, что религия стала для нашей школы инновационным проектом, причем "таким, в котором ожили лучшие педагогические стороны российского образования" [1].

В данном контексте наиболее значимыми представляются православные инициативы, выразившиеся в создании за короткий период времени целой системы конфессионально ориентированного образования, активно функционирующей в структуре светского образовательного пространства. В этом отношении приоритет имеется у Русской Православной церкви Московского Патриархата, которая в течение последнего десятилетия заняла ведущее место в общественных дебатах и, что еще более важно, в деле практического внедрения своих культурно-образовательных инициатив в светскую образовательную систему. РПЦ смогла выработать и предложить обществу и государству действенную концепцию, идеологию и долговременную программу действий в области культурно-нравственного воспитания на религиозной основе, которая сегодня не имеет весомой конкуренции и, по всей видимости, имеет серьезные перспективы развития.

Функционирование и развитие этой системы вызывает неоднозначное отношение в российском обществе. Если сторонники возвращения Церкви в образование ждут от него мощного конструктивного духовного импульса, то их оппоненты акцентируют внимание на реальных либо возможных проблемах, сопутствующих инновациям подобного уровня и масштаба. При этом аргументы обеих сторон носят в значительной мере эмоционально-идеологический характер, абсолютизирующий одни значимые социальные ценности в противовес другим. Первые склонны апеллировать к Высшей Истине христианства, идее "духовности" и возвращению к истокам национальной культуры. Вторые обращаются за легитимацией к идеям свободы совести, законности ("Россия – светское государство") и прав человека. Результатом является затяжной конфликт интерпретаций происходящего в данной сфере, который отнюдь не способствует конструктивному разрешению данной проблемы.

На наш взгляд, адекватное решение требует перевода проблемы из русла идеологического в русло социально-технологического дискурса. На данном пути следует выделить три стратегических этапа:

Формирование и продвижение в общественное мнение концепции, обеспечивающей объективное видение происходящего, свободное от оценочных крайностей и идеологических штампов.

В качестве варианта такой концепции может быть предложена разрабатываемая нами теория взаимодействия двух культурных типов – светского и религиозного. Проблема здесь переносится из плоскости культурного монолога, связывающего все затруднения и риски с вторжением "другого" и делающего ставку на максимальную "изоляцию" (вариант: трансформацию) этого последнего, в пространство межкультурного диалога, ставящего во главу угла обеспечение оптимального совмещения культур-контрагентов в социальном и личностном пространстве.

Специфика такого взаимодействия – в асимметричной репрезентации светской и религиозной культур в социальном пространстве. Столетия секуляризации сформировали огромный перевес "безрелигиозной" светской культуры над религиозными традициями в плане количественного охвата людей, формирования важнейших аспектов жизненного мира, непосредственного определяющего влияния на функционирование социальных институтов и базисную первичную социализацию членов общества. В результате мы смотрим на мир глазами светской культуры, и даже сам интерес и потребность в религии формируется у нас под влиянием светских социокультурных процессов.

Светскость не означает обязательного отрицания или отторжения религиозности, но всегда так или иначе предполагает ее инаковость. Это означает, что объективно религиозные смыслы и специфические ценности, прежде чем быть усвоенными либо отторгнутыми сознанием светского (respective современного) человека, проходят через "призму" соответствующего культурного паттерна, который может способствовать принятию либо отторжению религиозной инновации. Этот светский паттерн выступает для человека аутентичным – т.е., выражаясь метафорически, является для нее той самой "рубашкой", которая "ближе к телу".

Речь, таким образом, фактически идет об аккультурации религии светским сознанием и культурой современного общества. Образование выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты такой аккультурации в актуальной перспективе. Соответственно, вопрос упирается в 1) обеспечение в образовательном процессе свободы выбора личностью учащегося варианта межкультурного взаимодействия; 2) обеспечение максимально конструктивного взаимодействия светских и религиозных ценностно-смысловых структур в процессе образования.

Проблема светского преподавания религии в школе, и шире – проблема религиоведческого аспекта образования в светском обществе в этой связи состоит в адекватности формы преподнесения информации и знания о религии личностному содержательному запросу на такое знание и информацию. Форма, предлагаемая обществом и, прежде всего, школой как его центральным, определяющим образовательным институтом, должна максимально совпадать (или, во всяком случае, не идти вразрез) с тем, насколько и как человек готов воспринять религиоведческий материал. В ином случае возникает социально-когнитивный конфликт, который либо вытесняется учащимся вовне ("все это, что нам говорят в школе – ерунда"), либо становится конфликтом внутриличностным. В первом случае происходит утрата доверия к школе и затрата многих усилий и средств впустую; во втором случае растет вероятность достаточно серьезных и непредсказуемых коллизий нравственно-мировоззренческого кризиса, усиленных подростково-юношеским максимализмом.

Анализ существующей практики образовательной аккультурации религии.

Сложившиеся в российской образовательной практике способы аккультурации религии в целом сводятся к двум полярным моделям. Первая из них – либерально-секулярная – ориентирована на сохранение "чистоты" светской культуры, на ее максимальное ограждение от возможных религиозных влияний. В качестве основы фундаментальных религиоведческих знаний здесь постулируется мировоззренчески нейтральное академическое религиоведение. Светская школа понимается здесь как "общеобразовательное среднее, среднее специальное или высшее учебное заведение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально, не преследуя цели формирования того или иного отношения к религии" [2]. В культурно-интерактивном плане это соответствует ассимиляции – усвоению исходным паттерном светской культуры отдельных элементов религиозных культур, полностью адаптированных к секулярному контексту и утративших свое аутентичное значение.

Вторая модель, напротив, ориентирована на активное прививание исходной светской культуре религиозных смыслов и ценностей. Ее реализует конфессионально ориентированное преподавание религиоведческих знаний (предмет "Православная культура" и его аналоги), предлагаемые в "сильном" варианте – как общеобязательный учебный предмет, в "мягком" варианте – как факультатив. Светская школа трактуется здесь религиозно нейтрально – "как совокупность образовательных учреждений, подчиненных государству", либо как "совокупность реализуемых на разных "площадках" необходимых обществу и регламентируемых органами государственной власти образовательных программ" [3]. В культурно-интерактивном плане такая модель предполагает активную интеграцию (конвергенцию) светского и религиозного культурных паттернов при приоритете религиозных ценностей.

Нам представляется, что в результате такой поляризации мнений групп влияния "на местах", в конкретных регионах, городах и школах побеждает либо одна, либо другая точка зрения, и религиоведческое образование в них реализуется во многом по принципу "горе побежденным". Поэтому социально-технологическая постановка вопроса предполагает устранение конфронтации, чему должна послужить

Реализация компромиссных моделей, максимально устраивающих представителей разных точек зрения на религию в ее отношении к светскому образованию и светской культуре в целом.

Способы нахождения баланса между оппозиционными подходами к базовому религиоведческому образованию могут быть различны. Нам видится две основные стратегии:

1) стратегия универсализации;

предполагает всеобъемлющую унифицированную модель религиоведческого образования, которая в идеале в большей или меньшей степени устраивала бы всех. "Плюсы" такого подхода – относительно небольшие затраты; его "минусы": высокая проблематичность практического обеспечения такой модели в реальной действительности с социально-психологической и правовой точки зрения;

2) стратегия дифференциации;

предполагает внедрение качественно разнообразной (мультиверсивной) модели религиоведческого образования вплоть до уровня школы и класса. "Плюсы" такого подхода: максимальный учет различий интересов и потребностей учащихся и их родителей, сведение к минимуму возможных конфликтов и обеспечение изначально "толерантного" подхода и соблюдения конституционных прав личности; "минусы" – потенциально высокая ресурсоемкость и затратность.

Нам представляется, что сегодня и общество, и Церковь сосредоточены, главным образом, на выработке и внедрении в образовательную практику стратегий второго типа, и почти не уделяют внимания проектам первого типа. Обе главенствующие в общественном мнении соперничающие между собой позиции фактически утверждают различные варианты тотальной стратегии общего религиоведческого образования: конфессионально ориентированного – в первом случае, и секулярно ориентированного – во втором. Тем не менее, имеет смысл разработка и экспериментальное внедрение дифференцирующих стратегий. Последние предполагают предварительное исследование предрасположенности учащихся к восприятию информации и знаний о религии в том или ином ключе, приглашение разных преподавателей с различными программами в качестве альтернативных вариантов, предоставляемых учащемуся и его родителям для выбора. В этом случае будет наиболее полно реализован принцип светскости образования и принцип "свободы совести" учащихся, и различные подходы к религиоведческому образованию получат возможность для мирного сосуществования.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Адамский А. Религия стала инновационным проектом. Нужны ли религиозные школы // Электрон. изд. (www.inauka.ru)

[2] Зуев Ю. П., Кудрина Т. А., Лопаткин Р. А., Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. Развитие религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской федерации (Аналитический материал) // Религия и образование: Сб. обзоров и реф. / Отв. ред. Скворцов Л. В.; Сост. Девина И. В.– М.: 2002. С. 16.

[3] Метлик И. В. Религия и образование в светской школе.– М.: Планета-2000, 2004. С. 98.

http://www.religare.ru/article32950.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Выйти с храма не спеши»

Знакомство с учебными пособиями по православной культуре позволяет утверждать, что бояться нового школьного предмета нет никаких оснований. Смесь высокого стиля с кондовым канцеляритом, а также изложение вполне полезных сведений предельно малограмотным языком ставит их в один ряд с большинством школьных учебников. Вот несколько примеров.

О церкви и государстве

"Изучая этот курс, ты узнаешь, почему православие считается государствообразующей и культурообразующей религией России, познакомишься с памятниками православной культуры, дошедшими до нашего времени в виде старинных книг и икон, духовной музыки, православных храмов и монастырей".

О резком выступлении волхва

Но были попытки и насильственного крещения целых городов. Примером может служить крещение новгородцев, где особенно силен был культ воинствующего языческого бога Перуна. Крещением в Новгороде руководил Добрыня, дядя князя Владимира. Язычники пытались помешать истреблению идолов, особенно резко выступал против крещения волхв Соловей. Народные волнения за два дня проповедей епископа и священников, приехавших с Добрыней, усилились настолько, что тысяцкий Путята вступил в сражение с горожанами, а Добрыня приказал поджечь дома язычников. Отсюда пошла поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем».

О древнерусском читателе

"Сказание о Борисе и Глебе" — один из самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадавших, когда не прошло и трех десятков лет со дня Крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя.

О неразличении избрания и назначения

Вот как говорится в «Повести временных лет» об избрании первого русского митрополита: «В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в Святой Софии, собрав епископов».

Об уделении значения

Ярослав уделял огромное значение строительству заградительного вала вокруг Киева.

О племенной письменности

К 862 году перед славянскими племенами уже остро встала необходимость иметь свою письменность.

В. Скоробогатов, Т. Рыжова, О. Кобец. Православная культура. 5-6 классы. Экспериментальное учебное пособие

О правилах поведения в храме

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам…

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает…

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца…

Игумен Виссарион (Остапенко)

В. Скоробогатов, Т. Рыжова, О. Кобец. Православная культура. 9-й класс. Экспериментальное учебное пособие

А вот и Выдержки из учебничка по основам православной культуры! Welcom в средневековье! :newconfus:

З.Ы. За отрывок спасибо Michek

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость Men

А причем тут культура???…

“Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения назвать курс Основы православной культуры"...

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Алексий II

http://atheismru.narod.ru/Atheism/Learn/DocRPC/Direct.htm

Под видом светской культуры пропихивание в школу религиозного культа.

Здесь это хорошо обсужденно...

http://vozh.ru/index.php?showtopic=815

Однозначно нарушение конституции страны.

И потом РПЦ МП говорит уже не о факультативе, а о обязательном предмете...

http://www.pravoslavie.ru/news/061117154209

;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А причем тут культура???…

“Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения назвать курс Основы православной культуры"...

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Алексий II

http://atheismru.narod.ru/Atheism/Learn/DocRPC/Direct.htm

Под видом светской культуры пропихивание в школу религиозного культа.

Здесь это хорошо обсужденно...

http://vozh.ru/index.php?showtopic=815

Однозначно нарушение конституции страны.

И потом РПЦ МП говорит уже не о факультативе, а о обязательном предмете...

http://www.pravoslavie.ru/news/061117154209

;)

Ну они же не могут конституцию отменить, поэтому вставили в название "культура". ИМХО тогда "Языческая и православная культура" - причем антропологи мня поддержат! :king2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Академик Гинзбург выступает за преподавание российским школьникам знаний о религии

Москва. 20 февраля. ИHТЕРФАКС - Академик РАН, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург считает важным преподавание в школах религиоведения.

"Необходимость такого предмета обусловлена тем, что, даже если не считать Библию священной книгой, она, несомненно, является выдающимся художественным и историческим памятником", - пишет он в статье, опубликованной во вторник в "Российской газете".

По его словам, стоять на креационистской точке зрения не возбраняется законом, "как и, например, распространять астрологические прогнозы".

"Но нас интересует другое: можно ли в младших классах государственной (а не частной) школы преподносить креационизм детям? Как и многие другие, я отвечаю на этот вопрос отрицательно. Зачем же знакомить детей с неправдой, с тем, что будет опровергаться в старших классах на уроках биологии?" - задается вопросом ученый.

Другое дело, продолжил он, что в школе нужно в старших классах ввести такой предмет, как религиоведение или история мировых религий.

В.Гинзбург подчеркнул, что отрицание креационизма отнюдь не эквивалентно отрицанию религии вообще. "Напротив, вера в Бога в общем случае является так называемым интуитивным понятием. Доказать, что Бога не существует, невозможно", - отметил академик.

Более подробно см. в рубрике "Мониторинг печатных СМИ".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Господа!

А есть ли где нибудь ссылка на текст этих "учебников"? А то мы на другом форуме сцепились, а первоисточника нету :-) Может подскажите?

С уважением,

Василий Иванович.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Именно так, во всем мире - образование светское! :unsure:

Положим никто и не предлагает религиозное образование...

Но вообще два момента:

1. Мусульманство уже преподается в 6 регионах, в двух - в обязательном порядке.

2. Я противник ОПК, тк таким макаром наши гребанные миссионеры типа д.Кураева и и.Евмения оттолкнут людей от Церкви.

ИВАН выбираем слова! Есть столько много прилагательных!

Изменено пользователем Redactor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Воронежские правозащитники начали сбор подписей против обязательного изучения основ православной культуры

Ряд воронежских правозащитных организаций начал сбор подписей против обязательного изучения в школах "Основ православной культуры", сообщила сегодня агентству "Интерфакс" руководитель межрегиональной правозащитной группы Ольга Гнездилова.

По ее словам, изучение в школах данного предмета является прямым нарушением Конституции, в которой прописан светский характер российского государства.

Ранее сообщалось, что с будущего учебного года в школах области "ОПК" будут введены в качестве обязательного факультатива.

"Мы против того, чтобы уже с первых классов школы детям навязывали какую-либо религию. Вероисповедание должно быть делом их личного выбора", - заявила правозащитница.

Между тем, согласно проведенному осенью прошлого года опросу, против введения в школах "Основ православной культуры" не возражают 78% жителей Воронежа, из них 38% считают, что этот предмет нужно сделать обязательным.

При этом преподавание православной культуры приветствовали как верующие (83%), так и неверующие люди (60%).

© Новости NEWSru.com 2000-2007

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Архиепископ Сергий: «Нельзя не понимать сегодня важность возвращения религии в нашу жизнь»

Архиепископ Сергий: «Нельзя не понимать сегодня важность возвращения религии в нашу жизнь»

Для того чтобы вырасти настоящим человеком высокой нравственности, нужно знать и понимать историю своей страны и культуры. Православие неразрывно связано с обеими категориями – так считают участники подписанного сегодня соглашения о сотрудничестве между Самарской епархией Русской Православной Церкви и Центром профессионального образо­вания губернии. В церемонии подписания соглашения принимали участие заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Носков, Управляющий Самарской епархией Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, директор Центра профессионального образования Татьяна Томенко, директора профтехучилищ области.

Владыка Сергий выразил надежду, что благодаря совместной работе по воспитанию молодого поколения удастся вырастить полноценных граждан, которые будут нести культуру и веру в свои семьи, растить детей, формировать здоровое общество.

Начало сотрудничеству между епархией и центром профтехобразования положат новые учебные курсы для учащихся начального и среднего профессионального образования Самарской области - “Основы религиоведения” и “История религий”. В дальнейшем будут организованы обучающие семинары для преподавателей, разработана специальная издательская программа по выпуску духовной литературы. Также планируется регулярно проводить в учебных заведениях различные мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспи­тание учащихся.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий:

- «Нельзя не понимать сегодня важность возвращения религии в нашу жизнь. У человека должна быть опора в жизни, твердая почва под ногами. Человек должен сам определиться в своем вероисповедовании, но как он сможет это сделать, если ничего не знает? Многих детей крестили в самом раннем возрасте, но помимо крещения человек должен знать свою веру как свою культуру, потому что основой любой культуры является религия. В будущем мы будем создавать центры просвещения для детей, будем прививать им истинные ценности для будущего духовного роста».

В первую очередь новые дисциплины будут знакомить учащихся с православием и историей других религий. Без этого сложно ориентироваться в современном мире, считает Татьяна Томенко, директор Центра профессионального образования

- «Мы должны возродить духовность в наших детях. В России всегда жить было непросто, и мы хотим вырастить новое поколение россиян, знающих ее культуру непонаслышке. К началу сотрудничества мы уже подготовили выпуск учебного пособия – «Религиоведение», в дальнейшем будем впускать и другие книги, проводить семинары, работать по другим направлениям».

Такая работа по духовно-нравственному воспитанию и образованию молодежи, по мнению собравшихся, поможет решить многие назревшие проблемы – возродить такие понятия, как любовь к отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям. Участников церемонии поддержали и директора профтехучилищ, для которых важно не только научить молодых людей работать, но и вырастить из них личностей.

По окончании церемонии Владыка Сергий выразил благодарность всем участникам и поздравил их с подписанием соглашения. Завершило церемонию выступление хора Самарской православной духовной семинарии.

Источник: РИА "Самара"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Предмет православия в школе - это единственное светлое пятно в идеологической политике политического класа эРэФ. Если, что в моем технаре был предмет "Основы православной религии" вел глубоко верующий-православный молодой преподаватель (культуролог-профессионал), ведущий какую-то службу в одном из местных приходов. Тем не менее православным я не стал, но получил отличное представление о духовных истоках моей/предков культуры. Да и вообще знание об элементарных основах православия.

Мракобесие расейских либералов-релятивистов просто поражает. Постмодерн и агностицизм в топку. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

РПЦ согласилась с тем, что изучение основ православия не будет обязательным

В преддверии начала учебного года иерархи РПЦ вновь заговорили об "Основах православной культуры".

На сей раз позиция крупнейшей российской конфессии, озвученная заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиереем Всеволодом Чаплиным, выглядит компромиссной, отмечает сегодня газета "Время новостей". "Преподавание "Основ православной культуры" с учетом принципа добровольности и вариативности – это наиболее честный и целесообразный путь. И не случайно именно этот путь предлагается в примерном соглашении о сотрудничестве региональных образовательных администраций и наших епархий", – заявил накануне Всеволод Чаплин.

Замглавы ОВЦС сделал акцент на том, что "свободный выбор мировоззренческих предметов" – практика, принятая в большинстве стран мира и отнюдь не противоречащая правам и свободам человека: "Верующие люди протестуют именно против монополии одного мировоззрения в школе – это материализм, в том числе скептический взгляд на религию".

На уроках ОПК речь должна идти не об атрибутах, а именно об основах православия, преподавание ни в коем случае не должно быть "неморальным и немировоззренческим". Как заметил Всеволод Чаплин, если рассказывать школьникам только об архитектурных достоинствах храмов, о технике написания икон, о сухих исторических фактах, о том, чем отличается архимандрит от митрополита, то этот курс не исполнит своей главной цели – не поможет нравственному воспитанию учащихся. "Рассказ же о православной культуре в отстраненно-холодном, не относящемся к душе человека ключе вряд ли реально изменит людей к лучшему, поскольку большинство сегодняшних школьников не воспримут того, что прямо не обращено к их сердцу", – считает представитель Московского Патриархата.

Отметим, что руководство Минобрнауки придерживается диаметрально противоположного мнения. Руководитель министерства Андрей Фурсенко заявил накануне, что данный предмет должен быть не духовным, а культурологическим и "нейтральным по отношению к религии". Главной проблемой, по словам министра, остается недостаток преподавательских кадров и отсутствие качественных учебников. Последнее утверждение тем более любопытно, если учесть, что учебник уже написан – Академия наук активно лоббирует пособие, подготовленное под редакцией директора Института общей истории РАН Александра Чубарьяна.

В самом педагогическом сообществе нынешнюю позицию Церкви восприняли как шаг вперед. "Очень рад, что от облыжных обвинений представители РПЦ перешли к очень конструктивному признанию того, что данный курс должен быть сугубо факультативным", – подчеркнул в беседе с "Временем новостей" ректор института образовательной политики "Эврика" член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. По его мнению, заявление Всеволода Чаплина фактически ставит точку в дискуссии о введении ОПК в общеобязательный образовательный стандарт. Адамский напомнил, что изначальный посыл иерархов Церкви был именно таким – еще в 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо в епархии, где подчеркивал именно добровольный характер преподавания основ православия.

При этом эксперт считает, что общеобязательный культурологический предмет "Основы религий" вполне может сосуществовать с необязательным аналогом Закона Божьего.

"Мне кажется, что преподавание предмета "История мировых религий" в рамках общешкольного курса не противоречит преподаванию на факультативной основе основ религии с согласия родителей и по свободному выбору учащихся, – полагает Адамский. – Это право и конфессии, и граждан, которое соответствует и конституционному принципу свободы совести, и закону об образовании".

Проявляя толерантность, православные иерархи говорят о том, что "такой же добровольный выбор должны иметь наши братья мусульмане, иудеи, атеисты, буддисты, другие вероисповедные и мировоззренческие меньшинства". Впрочем, как отмечает газета, представители мусульманского сообщества России, выступившие резко против появления ОПК в школах страны, позиции своей не изменили. Так, участники прошедшего на днях в Казани Всероссийского совещания руководителей татарских общественных организаций выступили с заявлением о том, что "явочное введение властями отдельных регионов РФ в учебные программы общеобразовательных школ курса "Основы православной культуры" нарушает нормы светского государства и права человека".

Все таки РПЦ стала гибче, нашли компромисс для общества! Такой вариант меня полностью устраивает. Добровольность и модульность. :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Господа! То, о чем так долго говорили большевики академики, свершилось:

Путин: В школах России не будет обязательных уроков православия

БЕЛГОРОД, 13 сентября. В школах России не будет обязательных уроков православия. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», заявил президент РФ Владимир Путин на заседании совета по национальным проектам. «Есть обращения Всемирного Русского Конгресса, но есть и обращения представителей интеллигенции, которые обеспокоены такими обращениями, тем, что наше государство перестанет быть светским, — сказал президент. — В Конституции написано, что церковь отделена от государства. Если мы все решим поступить иначе, тогда надо менять Конституцию. Я не уверен, что этим надо сейчас заниматься». :buba:

Напомним, что недавно 10 академиков Российской академии наук направило президенту России обращение, в котором выразили озабоченность всевозрастающей значимостью православной церкви в жизни государства. Они высказали протест против внесения специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. И того, что РПЦ стремится установить в общеобразовательных школах обязательный предмет «Основы православной культуры».

Правда, не всем это нравится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Господа! То, о чем так долго говорили большевики академики, свершилось: Правда, не всем это нравится.

Наконец то Гарант высказался! Браво! :bb:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Тематический ресурс. Смотрите скорее, почему-то мне кажется, что эту замечательную "шапку" :) переделают к "официальному открытию" сайта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Православие вернулось в российские школы

Клиффорд Дж. Леви - Нью Йорк таймс

Один из самых яростных споров, раздирающих российское общество, происходит в государственных школах вроде той, что находится в городе Коломна, неподалеку от Москвы. Учительница Ирина Доншина отложила в сторону учебники, вышла к доске перед своим вторым классом и, точно обращаясь с амвона, задала детям простой вопрос: "У кого мы должны учиться делать добро?"

"У Бога!" – ответили дети.

"Правильно! – сказала Доншина. – Ведь люди, которых он сотворил, распяли его. Но что он сделал – стал их ругать, проклял, возненавидел? Разумеется, нет! Он продолжал любить их и чувствовать к ним жалость, хотя за долю секунды мог бы уничтожить всех нас и весь мир".

Спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза и возвращения религии в общественную жизнь местные власти в России все чаще принимают постановления о том, что необходимый элемент полноценного образования в государственной школе – изучение детьми Русской православной церкви, включая ее традиции, литургику и личности исторических деятелей.

Такие уроки обычно вводятся по настоянию церковных иерархов, которые утверждают, что навязанный сверху атеизм при коммунистическом режиме заставил россиян утерять связи с верой, которая когда-то была средоточием их национальной идентичности.

Новая школьная программа отражает продолжающуюся в стране борьбу за формулирование ответа на вопросы "Что значит быть россиянином в посткоммунистический период?" и "Какую роль должна играть религия после того, как при советской власти ее жестоко подавляли?". Однако стремление возрожденной Церкви вплести свои догматы в программу образования вызвало отпор, причем не только со стороны реликтов компартии.

Критики этой идеи утверждают, что высшие иерархи РПЦ ослабляют действие конституционного принципа отделения Церкви от государства, занимаясь проповедованием веры в государственной школе. Они также говорят, что Россия – это многонациональное, плюралистическое государство, которое рискует оттолкнуть от себя многочисленное меньшинство мусульманского вероисповедания, если российское православие приобретет черты государственной религии.

Церковь называет эти обвинения беспочвенными, подчеркивая, что эти учебные курсы носят культурологический, а не религиозный характер.

По крайней мере, ученики из класса Доншиной понимают главную тему курса по-своему. "Человек должен любить Бога, – сказала Кристина Пособилова. – Мы должны верить только в Бога".

Недавно спор резко обострился, когда десять видных российских ученых, в том числе два нобелевских лауреата, направили президенту Владимиру В. Путину письмо, в котором протестовали против того, что назвали "ползучей клерикализацией" российского общества. Ученые раскритиковали не только преподавание основ религии в государственных школах, но и усилия Церкви по признанию научных степеней в богословии, а также присутствие священников РПЦ в качестве капелланов в армии.

Местные власти проводят политику в области образования под общим надзором Москвы, хотя им разрешаются некоторые вольности. В некоторых регионах изучение православия является обязательным, в других детей могут освободить от этого предмета по желанию родителей, хотя лишь немногие родители принимают такое решение. Есть также регионы, где подобные постановления не приняты.

Путин, хотя обычно он не стесняется отменять постановления местных властей, старается не вмешиваться в данный вопрос. В сентябре он сказал, что предпочел бы, чтобы дети знакомились с религией в целом, особенно с четырьмя вероисповеданиями, которые имеют в России долгую историю – русским православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Но президент, запечатленный на фотографиях с нательным крестом и иногда посещающий церковные службы и другие подобные мероприятия, не заявил, что масштаб нынешней практики следует умерить.

Он сказал, что нужно нащупать форму, которая была бы приемлемой для всего общества, и предложил подумать над ней всем вместе.

По данным соцопросов, приблизительно от половины до двух третей россиян считают себя православными. Этот показатель резко вырос со времен распада СССР в 1991 году. Священнослужители часто участвуют в официальных мероприятиях, а простые люди часто носят кресты. Но Россия остается глубоко секулярной страной, и большинство россиян говорит, что никогда не ходит в церковь.

От 10 до 15% россиян – мусульмане. Большая их часть проживает на юге, хотя в Москве и других крупных городах есть большие мусульманские общины. Число лиц иудейского вероисповедания ввиду эмиграции и ассимиляции сократилось до нескольких сотен тысяч, тогда как население страны в целом составляет 140 млн. Мусульманские и иудейские религиозные иерархи обычно возражают против введения курса православия в школе, хотя некоторые из них утверждают, что школам нужно разрешить вводить его в программу как факультативный предмет.

"Мы не хотим, чтобы мусульманских детей заставляли изучать другие религии, – отметил Марат-Хазрат Муртазин, ректор Московского исламского университета. – Мусульманам следует изучать их собственную религию".

Во времена Российской империи Русская православная церковь пользовалась огромным влиянием, так как православие было государственной религией, и практически все дети изучали в школе православие в форме предмета, который назывался "закон божий".

Один из ученых, поставивших свои подписи под письмом Путину, – Жорес И. Алферов, удостоенный в 2000 году Нобелевской премии по физике, выразил опасения, что страна возвращается в прежние времена. Он вспомнил, что его собственный отец должен был изучать закон божий в правление последнего царя Николая II.

"Церкви хочется привлечь больше верующих, – сказал Алферов, парламентарий от коммунистического блока. – Но пусть она довольствуется своими религиозными и воскресными школами. В нормальных государственных школах это абсолютно исключено".

Глава РПЦ Патриарх Московский Алексий II неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы ценить по достоинству искусство, литературу, наследие и историю России, дети должны знать основы православия. Письмо ученых Путину патриарх охарактеризовал как "отголосок атеистической пропаганды прошлых лет".

Пять лет тому назад Коломна, расположенная в 60 милях к югу от Москвы, стала одним из первых крупных городов, где этот предмет был включен в школьную программу. Местные церковные иерархи и чиновники управления по образованию отметили, что до революции Коломна была одним из центров православия: в городе имелось много соборов и монастырей, которые при коммунистическом режиме были снесены или использовались как склады. Учитывая историю этих мест, вполне разумно, чтобы школьники знакомились с православием, не правда ли? – вопрошали они.

"Я бы сказал, что цель такова: все существующие власти, и Церковь, и государство, должны обеспечить, чтобы люди, дети, знали свою историю и свои корни", – сказал местный священник Владимир Пахачев, участвующий в координации преподавания этого предмета.

Например, сказал отец Владимир, было бы абсурдно изучать русский язык, не узнавая о святых Кирилле и Мефодии, двух братьях, живших в IX веке, которым приписывается изобретение кириллицы – алфавита, который используется в русском языке. Братья Кирилл и Мефодий были монахами и крупными религиозными деятелями, и эту сторону их жизни игнорировать нельзя, отметил священник.

В государственной школе номер 3 в Коломне, находящейся в тени отреставрированного собора, курс основ православия посещается на добровольной основе. Он преподается один час в неделю обычными учителями. По словам сотрудницы школы Анны Кихтенко, не разу не было случая, чтобы родители просили освободить детей от посещения этого урока.

"Никакие права тут не нарушаются, – сказала она. – Что касается детей из мусульманских семей, то их родители часто говорят: "Мы живем среди православных людей. Мы тоже хотим, чтобы наши дети понимали, в чем их вера".

Оксана Тельнова, преподающая в 6-м классе, рассказала на уроке ученикам, как великий князь Владимир в 988 году принес на Русь православное христианство, отвергнув другие религии. Это событие церковь называет Крещением Руси. Некоторые дети зачитали вслух отрывки из Библии.

"Святое православие преобразило и возродило славянскую душу после того, как сделалось ее нравственной и духовной основой, – процитировала Тельнова слова патриарха Алексия II. – На протяжении веков христианство способствовало созиданию великой страны и великой культуры".

В соседнем классе Доншина, обучающая второклассников, вместе с детьми декламировала десять заповедей, а затем показала на крохотное голое дерево у доски.

"Вера в Бога не менее важна для каждого человека, чем корни – для дерева, – произнесла она. – Но наше дерево, к сожалению, засохло, совсем как может засохнуть человеческая душа, если не будет творить добра. Вот что происходит с людьми, которые не творят добра и не соблюдают Божьих заповедей".

Учительница попросила детей выбрать цветы из целого вороха. На одних цветах были написаны христианские добродетели, на других – нежелательные черты. Цветы с добродетелями предлагалось прикрепить к дереву.

В завершение урока она рассказала о русских святых, упомянув, что они "показали нам, как нужно жить, чтобы быть рядом с Богом". На этом она отпустила детей на перемену, но вначале дала каждому ребенку по шоколадной конфете.

25 сентября 2007

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В петербургской гимназии учеников заставляли учить "Закон Божий" и молиться

Прокуратура Выборгского района Санкт-Петербурга выявила нарушения закона о свободе совести и религиозных объединениях в негосударственном учреждении "Медицинская гимназия".

Как сообщили накануне информационному агентству REGNUM в пресс-службе прокуратуры Санкт-Петербурга, было установлено, что в гимназии без специального разрешения преподают предмет "Закон Божий". "Кроме того, занятия по "Закону Божьему" и ежедневное чтение молитвы осуществляются без согласия учеников и их родителей", - отметили в прокуратуре.

Отсутствие лицензии на преподавательскую деятельность были выявлены также в негосударственных образовательных учреждениях "Школа "Бейт Сэфер Менахем" и "Школа среднего общего образования "Христианская миссия "Благая Весть".

По результатам проверки прокуратура района возбудила 3 административных производства по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушения ("Осуществление деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно"). Было внесено 4 представления с требованием устранить имеющиеся нарушения и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, сообщает ИА REGNUM.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Отсутствие лицензии на преподавательскую деятельность были выявлены также в негосударственных образовательных учреждениях "Школа "Бейт Сэфер Менахем" и "Школа среднего общего образования "Христианская миссия "Благая Весть".

По результатам проверки прокуратура района возбудила 3 административных производства по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушения ("Осуществление деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно"). Было внесено 4 представления с требованием устранить имеющиеся нарушения и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, сообщает ИА REGNUM.

Всем сестрам - по серьгам. Чтоб никому обидно не было.

Кстати, тему религ. образования в школах начинают активно продвигать и у нас. Опять...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Шевченко Л.Л.

Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. 176 с.

Это учебное пособие входит в состав учебно-методического комплекса по «Православной культуре».

Проще говоря, по данной книжке детей будут учить ОПК. Тем самым «урокам православия», о которые уже сломано столько копий.

Отрывок:

НЕПРИСТУПНАЯ КРЕПОСТЬ

Наши войска вели штурм неприступной немецкой крепости Кенигсберг. Люди совсем обессилели, потери были огромны. А фашисты были ещё сильны. Мы могли потерпеть поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы.

Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря.

Произошло невероятное: немцы тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии. И у всех солдат отказало оружие — они не могли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен! Во время этого явления немцы падали на колени. И очень многие поняли, в чём здесь дело, и Кто помогает русским!

отсюда http://ss208.livejournal.com/30866.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

РПЦ выступает за преподавание основ православной культуры в школы с 1 по 11 классы

Русская православная церковь (РПЦ) выступает за преподавание в школах основ православной культуры с 1 по 11 классы. Об этом сегодня заявил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, выступая на Международных Рождественских чтениях в Кремле.

"В настоящее время Минобрнауки работает над новым поколением образовательных стандартов, - отметил митрополит Климент. - И мы просим принять все меры, чтобы группа разработчиков стандартов предусмотрела включение нового предмета "Православная культура" в обязательную школьную программу, чтобы дети из православных семей могли бы изучать православную и духовно-нравственную культуру".

По его словам, предмет призван научить детей отличать добро от зла, формировать у них чувство ответственности и навыки любви и уважения к ближнему, несмотря на национальные и религиозные различия, а также способствовать выработке собственной жизненной позиции.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, выступая на Чтениях, что концепция, предложенная РПЦ, направлена в Российскую академию образования (РАО) для использования при разработке новых образовательных стандартов.

При этом, подчеркнул министр, "следует помнить, что навязывание любых догм сверху одинаково неприемлемо на любом уровне - федеральном, региональном и муниципальном". Поэтому "важно, чтобы с самого начала была предусмотрена свобода выбора для родителей и учеников".

По мнению главы Минобрнауки, знакомство обучающихся с историей и культурой православия и других религий не должно замыкаться в рамках уроков в школьных классах. Он также отметил, что разработанное совместной рабочей группой министерства и РПЦ соглашение между региональным органом образования и епархией РПЦ по вопросу изучения истории и культуры православия в системе образования было направлено во все регионы России, и, по данным министерства, "в каждом втором субъекте РФ подобные соглашения доработаны и уже действуют". Он уточнил, что такое сотрудничество рекомендовано и всем остальным регионам.

Фурсенко призвал другие религиозные организации и конфессии более активно сотрудничать по разработке духовно-нравственного содержания образования, доступного для всех детей, сообщает ИТАР-ТАСС.

Как уже сообщалось в конце декабря 2007 года, Российская академия образования по просьбе Минобрнауки должна рассмотреть вопрос о включении предмета "Православная культура" в новый государственный образовательный стандарт, который должен быть принят в 2009 году.

В Министерство дважды поступали предложения от РПЦ по организации образовательной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания. Впервые - в декабре 2006 года в виде предложения, а во второй раз - в ноябре 2007 года уже доработанное и исправленное, в виде концепции образовательной области "Духовно-нравственная культура", в состав которой вошел бы предмет "Православная культура". Предложения РПЦ были отправлены Минобрнаукой в Академию, являющуюся разработчиком новое поколения госстандартов образования.

Как отмечали в Минобрнауке, предложенная Русской православной церковью концепция подразумевает многостороннее участие других религиозных организаций в разработке образовательной области "Духовно-нравственная культура", с учетом интересов нерелигиозной части населения страны.

Однако нерешенными остаются еще многие вопросы.

http://www.newsru.com/religy/28jan2008/opk.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Авторизация  



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      Сбор денег на хостинг в 2017 году

      08.08.2017

      Читаем и участвуем:  
×
×
  • Создать...