Перейти к содержанию

Идеогия Лайфспринга: Тотальная ответственность


Рекомендуемые сообщения

"Взглянуть критически": 99% подфорума - критические и аналитические материалы. Вы разжевали каждое упражнение, разобрали тэмп занятий, музыку, цвет, все, а они отвечают:"Да, мы знаем, что нам в мозги насрали. Ну и что? Мы счастливые люди и скоро будем еще счастливее! Мы любим Вас!"

Самое поразительное в том, что так оно и есть. Им насрали в мозги, они об этом знают и они счастливы. Действительно счастливы. Вашей жене сейчас очень хорошо, так хорошо как никогда не было. В этом и состоит суть тренинга. Ну Вы поймите же, что не будет человек в здравом уме себе намеренно плохо не сделает. Поэтому счастье внутри тренингов есть. Важно понимать причины этого "хорошо", ну а так же знать цену. Причины очень простые - состояние эйфории создается намеренно. Весь тренинг направлен на то, чтобы сначала загрузить человека и ввести его в полный даун, а потом показать "путь к спасению" и убедить в том, что человеку стало очень хорошо, просто безумно прекрасно. Ну а дальше идет то, о чем здесь написано - манипуляции, зависимость от тренинга, психические расстройства и многое, многое другое.

Я не скажу, что данная точка зрения является ложной, но тут есть одно большое упущение. Это взгляд людей - не лайфспринговцев. Это выводы сделанные из системы взглядов людей с мировоззрением отличающимся от идеологии ( доктрины ) «трансформационных» тренингов. И они не до конца и полностью обрисовывают всю картину. Чтобы было более понятно представляю отрывок из книги «Трансформация» Люка Рейнхарда. (тренинг ЭСТ). Идеологии «трансформационных» тренингов приблизительно одинаковы.

- На ЭСТе мы и учим делиться своими переживаниями. Поделиться переживанием - значит сделать его ре альным. С другой стороны, ты можешь делиться безответственно, либо пересказывая интимные пережива ния других людей, либо пытаясь объяснить ЭСТ и давая неточные сведения. Важно понять, что ЭСТ - это пережи вание. Очень трудно описать тренинг, но можно описать свое переживание. Что же касается нарушения соглаше йий, то раз есть соглашения, значит, ты их нарушил, Фрэнк. Кстати, сколько человек из вас думают, что с на чала тренинга хоть раз нарушил соглашения? Встаньте... Еще?

Постепенно больше половины учеников встают под смущенный смех и вздохи.

- Признавайтесь и получайте отпущение. Не трать те время, размышляя, не надо ли вам исповедаться. Если думаете, что могли нарушить соглашения, то наверняка нарушили.

Поднимаются еще некоторые. Теперь стоят две трети учеников.

- Прекрасно. Теперь мы видим, почему мир не работает. Очень немногие соглашаются взять ответственность за выполнение своих обязательств. Хорошо, спасибо, садитесь. Пусть те, кто не встал, не гордятся. Гордится нечем! Мы знаем, что некоторые из вас так же застряли на выполнении соглашений, как другие на нарушении. Да, Лестер?

Лестер встает, отбрасывает с лица свои длинные волосы.

- У меня не было проблем с выполнением важных соглашений, - уверенно говорит он, - но, будь я проклят, если стану рвать жопу из-за тривиальных.

- Ну да,- говорит Мишель, отодвигая свой термос резким движением, почти ударом, - сколько раз мы это слышали? ПРОСНИСЬ, ЛЕСТЕР! Каждый раз в своей ебаной жизни, когда ты чувствуешь, что готов нарушить соглашение, СОГЛАШЕНИЕ В ЭТОТ МОМЕНТ АВТОМАТИЧЕСКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ ТРИВИАЛЬНЫМ! Так работает ум! Если кто-то должен тебе двадцать долларов то это охуительно важное соглашение, не так ли? Но если ты должен двадцать долларов - сюрприз! Это тривиальное соглашение.

(Смех.)

- Это неправда, я ...

- ЭТО ВСЕГДА ПРАВДА! Может, это и не так с двадцатью долларами, но факт, что ум оценивает важность соглашения на основе своего желания его выполнять. Ты понял?

-Да, конечно, понял...

- Что такое реальность? - спрашивает Мишель много позже, после того как обмен мнениями закончен, и ученикам, желающим уйти, предоставлена возможность уйти. Только один мужчина по имени Алан воспользовался ей.

- Да, Роберт?

- Реальность - это ум.

- Хорошо, реальность - это ум. Что такое реальность? Джей?

- Реальность - это вещи и мысли.

- Прекрасно.

- Реальность - это все, что мы ощущаем.

- Реальность - это материя и энергия.

- Реальность - это сознание...

- Реальность - это все, доступное восприятию... духовная энергия... пространство, материя и форма... физическая вселенная... боль в заднице... Бог... собственно переживания и т.д.

- Ну хорошо, - говорит Мишель, выслушав около двадцати таких предположений, - что же такое реальность? Возьмем самую обычную ситуацию. Ты стоишь на углу Пятой авеню и делаешь три шага на красный свет. В последний момент ты замечаешь автобус, мчащийся со скоростью тридцать миль в час. Автобус реален?

Несколько голосов отвечают утвердительно.

- Вы правы, будьте вы прокляты, он реален! Вы уж лучше поверьте. Прекрасно, ты смотришь на автобус и говоришь сам себе: "О, вот едет кусок реальности". А говоришь ли ты также: "Вот едет кусок ума"?

Несколько человек кричат "нет", а один - "да".

- ДА? - кричит тренер. - Ах ты, жопа, кого это и когда переехало куском ума?

Он делает паузу и смотрит на обиженного ученика.

- Хорошо, - продолжает он, - говоришь ли ты себе "Вот едет дух"? Нет. Говоришь ли ты себе "Ух ты, вот едет Бог со скоростью тридцать миль в час"?... Нет. Это реальность надвигается на тебя, а все эти вещи - это не то, что мы подразумеваем под реальностью. Как мы уз наем, что этот автобус реален? Да, Хелен?

- Мы можем его почувствовать.

- Это не так, - говорит Мишель, - пока ты стоишь, ты его не чувствуешь, однако автобус все равно реален. Возможность почувствовать - это не проверка на реальность. Откуда мы знаем, что автобус реален? Джордж ?

- Он меня собьет?

- Как он тебя собьет?

- Шарахнет, и я улечу.

- Ну и каким образом он тебя собьет?

- Так вот же он, рядом!

- Я знаю, что он рядом. Но что в нем дает мне по нять, что он здесь, что он реален? Боб?

- Это физический предмет.

- ЭТО ФИЗИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ! Тест на реальность это физичность. Физическое - реально!

- Хорошо, - говорит Мишель через час. У него на лбу выступила испарина. Он интенсивно препирался с учениками на тему реальности и столкнулся с сопротивлением. - Давайте посмотрим, что мы извлекли из человеческих представлений о реальности.

Во-первых, она физична. Мы не называем что-то реальным, если эта вещь не физична. Физичность проявляется во времени, расстоянии и форме. Физические предметы, тела имеют форму, существуют во времени и имеют протяженность.

Можно сказать, что нечто, вроде единорога, существует, но он нереален. Воображаемый единорог не существует во времени и пространстве.

Во-вторых, смысл физичности в измеримости. Время, форма и расстояние должны быть измерены. Просто измеримость означает, что предмет имеет начало, сере дину и конец.

- Подожди минуту, Ричард, - говорит Мишель в ответ на энергично поднятую руку, - я хочу закончить.

Итак, в-третьих, суть измеримости-конвенциональность. Чтобы что-то было измеримым, оно должно иметь начало. За каждым началом идет середина, потом - конец. Конец этой доски является началом пространства между доской и той дверью. Это пространство имеет се редину, находящуюся, скажем, там, где сидит Язон. Эта середина может быть началом головы Язона, а также концом пространства между потолком и его головой.

Все является началом чего-то, серединой чего-то и концом чего-то. Все во Вселенной существует по конвенции. Различные начала обязательно являются концами и серединами других вещей. Все во Вселенной течет через что-нибудь еще, начала, середины и концы - все в соответствии.

Эта доска реальна из-за своей физичности. Она имеет форму, существует во времени, имеет расположение, размеры. Она измерима, имеет начало, середину, конец. Всем ясно, о чем мы говорим? Да, Лестер?

- Я не понимаю, почему мы должны говорить, что реальное физично, - говорит Лестер, продолжая начатое ранее возражение, - по-моему, единственная вещь, которая существует, - это ум, сознание. Беркли и Хьюм говорят то же самое. Почему эта доска или автобус более реальны, чем мои мысли о Рокуэл Уэлш?

- Запомни, что твои мысли о Рокуэл Уэлш реальны, Лестер. Они формальны и существуют во времени. Они только не вещественны, как автобус. Автобус может физически переехать тебя, и мысли о Рокуэл могут привести тебя в физическое движение.

- Значит, ты согласен, - говорит Лестер, - что и то, и другое существует только в моем сознании?

- Нет! - кричит Мишель. - Твои мысли о Рокуэл Уэлш реальны, но существует другая реальность - сама Рокуэл, и между ними есть разница, будь ты проклят. Это касается и реального автобуса, и твоих реальных мыслей об автобусе.

- Нет никакого автобуса, кроме как в моем сознании, - настаивает Лестер.

- Я знаю твои теории, - резко отвечает Мишель, - я счастлив, что ты изучал Беркли и Хьюма. Твоя теория такова, что если я пошлю тебя в нокаут и положу на Пятой авеню перед автобусом, и он тебя переедет, то он не будет реальным из-за того, что не войдет в твое сознание.

- Правильно, для меня он никогда не станет реальным, - соглашается Лестер.

- Мне насрать, думаешь ли ты, что он реален или нет. Твои мысли о реальности какой-либо вещи не имеют никакого отношения к ее реальности. Автобус, который тебя переедет, покажется очень реальным твоей жене, и не покажется реальным тебе. Но, в любом случае, он реален.

- Нет. Это просто значит, что у нас разные реальности.

- Смотри, Лестер, давай возьмем двадцать человек и будем по очереди ставить их перед тем, что мы называем автобусом. Всех их задавит. Тогда, может быть, только может быть, имеет смысл предположить, что автобус реален из-за своей многократно продемонстрированной физичности.

- Да, я вижу.

- Хорошо. Другой пример: предположим, что мы создали голограмму доски между этими двумя досками. Каждому в этом зале все три доски покажутся реальными, но только две из них, физические и измеримые, являются реальными досками. То, что реально для человека, необязательно физически реально.

- Хорошо, - говорит Лестер, - тогда возьмем, скажем, нашествие с Марса. Орсон Уэллес, сделавший радио программу, заставил многих людей думать, что на нас напали марсиане. Их мысли о нашествии испугали их так же, как могло испугать само нашествие. Для них оно было реальным.

- НЕТ, ЖОПА, - кричит Мишель, - их мысли были реальными, они позволили своим мыслям управлять собой. Но когда они вышли на улицу, они обнаружили, что нашествие не было реальным.

Смотри, Лестер, ты застрял на промежуточном тесте реальности. В то время как физичность, измеряемость являются нашим ультимативным тестом реальности, существует еще промежуточный тест, который мы часто используем. В случае с радиопрограммой Орсона Уэллеса слушатели применили промежуточный тест: все, что говорил диктор, верно. Они не смогли, или не стали, физически проверять наличие марсиан, они подчинились авторитету радио.

Предположим, я объявляю, что через час мы переместимся из этого отеля в другой, причем мы поедем в другой отель на слонах, которые уже ждут нас на улице. На слонах... Вы должны применить промежуточный тест для определения реальности слонов. Чем вы воспользуетесь, для того чтобы определить, действительно ли вас у выхода ждут слоны? Да, Боб?

- Это нелепо.

- А если бы я сказал, что вас ждут автобусы?

- Это было бы правдоподобно. Я бы, вероятно, поверил.

- Ну, что это за тест?

- Имеет ли это смысл, правдоподно это или нет.

-ДА, ПРАВДОПОДОБИЕ! Промежуточным тестом реальности является главным образом правдоподобие. Авторитет - это просто одна из форм правдоподобия. Другие возможные формы: нравится нам это или нет, считает ли это правдоподобным большинство людей, кажется ли это естественным, вероятно ли это и т. д. Теперь следующий вопрос: какова суть всех этих элементов правдоподобия?

- Соглашаюсь ли я считать тебя авторитетом или нет, - говорит Барбара, - соглашаюсь ли я считать это правдоподобным.

- Правильно, соглашение. Мы должны согласиться с общим мнением, мы должны согласиться, что естествен но быть снегу в декабре, естественно быть автобусу в Токио. Но помните, что наше согласие с промежуточным тестом не означает, что в декабре действительно бывает снег, а в Токио - есть автобусы. Только физичность может ультимативно доказать это. Как бы там ни было, соглашение является основой как физичности, нашей первичной оценки реальности, так и правдоподобия, нашего вторичного, или промежуточного, теста реальности... Да, Брэд?

- Но мне кажется...

Обсуждение природы реальности продолжается. Мы ерзаем на стульях, включаемся в дискуссию и выключаемся из нее. Тренер выдвигает положения, иллюстрирует их, отводит возражения, отвечает на вопросы и медленно продвигается вперед. Перед первым перерывом он выводит на сцену пять учеников и ставит четырех из них вплотную одного за другим, а пятого чуть позади. Затем тренер резко толкает первого. Четыре человека, как костяшки домино, падают в руки пятого.

- С точки зрения четвертого человека, - говорит Мишель, отправив учеников на места, - почему он упал в руки пятого?

- На него упал третий.

-Хорошо. Третий вызвал эффект его падения в руки пятого. Он пережил себя как эффект номера три. А что третий? Какова его точка зрения?

- Его толкнул номер два! - кричит кто-то.

- Да, падение номера два вызвало эффект падения номера три, который кажется причиной эффекта падения номера четыре. А что второй?

- А его толкнул первый!

- Хорошо. Номер один вызвал эффект падения но мера два, который вызвал эффект падения номера три, который вызвал эффект падения номера четыре... Но кто действительно сделал это?

- Ты сделал, - кричат несколько человек.

- Правильно. Я толкнул Вена, это было причиной эффекта падения Вена, что вызвало эффект падения но мера два и т. д. Причина - эффект, причина - эффект, причина - эффект, или, в действительности, причина эффект, эффект, эффект, эффект, эффект.

Очень хорошо. Однако подождите. То, что я толкнул Вена, явилось эффектом инструкции Вернера, не так ли?

После короткого молчания раздается несколько утвердительных ответов.

- А инструкции Вернера для этого процесса явились эффектом того, что он видел, как его отец толкал его мать, когда ему было четыре года. А то, что его отец толкал его мать, явилось эффектом того, что мать называла отца лентяем, что явилось эффектом того, что ее отец говорил, что мужчина всегда должен быть занят. А то, что ее отец говорил, что мужчина всегда должен быть занят, явилось эффектом того, что его отец однажды его отшлепал, когда он... Эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, эффект, - бубнит Мишель.

- При таком типе анализа - все эффект. Причины нет. И этим типом анализа вы пользовались всю жизнь. Он согласуется с вашей реальностью. Кроме того, он научен, не так ли? Ты переживаешь себя как эффект того, что сделал кто-то другой, а этот другой переживает себя как эффект чего-то из своего прошлого. И ТАК ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ! Эффект, эффект, эффект, эффект, эффект...

У нас есть простое название для этого типа поверхностного анализа. Мы называем его "ЛОЖНАЯ ПРИЧИНА". И этот тип анализа управляет вашей жизнью. После перерыва мы увидим, кто действительно сделал это...

- Сейчас мы переходим к ответу на основной вопрос: "Кто это сделал?", - говорит Мишель после короткого тридцатиминутного перерыва. - Ответ на основной вопрос - не так уж плохо за двести пятьдесят долларов. И когда мы на него ответим, правда освободит вас. По всей вероятности, правда сначала заставит вас описаться, но позднее вы, возможно, переживете свою свободу. 'Начиная отвечать на вопрос "Кто это сделал?" или "Как нам спастись от реальности ложной причины?", мы рассмотрим сначала природу нереальности. Что такое нереальность? Джордж?

- Всё. (Смех.)

- Терренс?

- Воображение.

- Бред?

- Мысли.

Фантазия... верования... концепции... сознание... ум... чувства... счета из прачечной... Бог... дух... иллюзии и т.д.

- Хорошо. Спасибо. Прежде чем продолжить, от метим, что нереальность не должна быть ничем, чем является реальность. Если реальность физична, нереальность должна быть нефизична. Правильно?

(Ответа нет.)

- ПРАВИЛЬНО? ПРОСНИТЕСЬ ЖЕ, ПРАВИЛЬНО?

- ПРАВИЛЬНО! - кричит дюжина голосов.

- Если реальность измерима, нереальность должна быть неизмерима. Правильно?

- Правильно! - кричат многие.

- Если о реальности иногда судят по правдоподобию, нереальность не может быть правдоподобной. Правильно?

- Правильно!

- Если реальность основана на соглашении, нереальность не должна зависеть от соглашения. Правильно?

- Правильно.

- Нереальность не должна зависеть от авторитета общественного мнения, соображений естественности и прочих частей правдоподобия, правильно?

- Правильно!

- И если реальность неразрывно связана с концеп циями, то нереальность не должна быть связана с концепциями.

Хорошо, посмотрим, к чему мы пришли. Нереальность - это нечто, что не может быть физическим, измеримым, правдоподобным и не должно зависеть от соглашений или концепций. Можете вы придумать что нибудь, что подходило бы под это описание?

Мишель отходит от левой доски, на которой он за писывал различные характеристики реальности и нереальности, и смотрит на молчащих учеников.

- Что нефизично, неизмеримо, неправдоподобно и не зависит от соглашений или концепций?

- Ум, - предполагает кто-то.

- Сознание, - кричит другой.

- Нет, - говорит тренер, - вы не поняли. Вы даете мне концепции. Это не зависит от рассудка, концепций или соглашений.

- Мысли, - говорит одна женщина.

- Воображение.

- Переживание, - говорит кто-то.

- ДА, ПЕРЕЖИВАНИЕ! - кричит тренер. - Переживание нефизично, неизмеримо, не определяется правдоподобием и не зависит от соглашений. Нереальность - это переживание. Нереальность - это переживание... не чувства... не мысли... не размышления... не анализ... ваше переживание.

Он делает паузу, смотрит на доску, на которой он написал "переживание" на стороне "нереальности", затем смотрит на учеников.

- Еще минуту, мы еще не закончили. Если реальность - это эффект, эффект, эффект, то нереальность - это причина, причина, причина, источник всех вещей. И конечно, наше переживание - это источник, как некоторые из вас уже догадались...

Что же получается? Слева у нас - "реальность", которая физична, измерима, базируется на соглашении и создает мир эффекта, эффекта, эффекта. Справа - "нереальность", которая нефизична, неизмерима, не базируется на соглашении и которую мы должны признать источником, или причиной, всех вещей...

Он делает паузу.

- Что-нибудь не так?

Он ждет, долгое время ответа нет. Наконец доносится голос с заднего ряда.

- Да, - говорит Митч, - только одна проблема: переживание - это самая реальная вещь, которую я знаю. Как, черт побери, оно попало на сторону нереальности?

Тренер ведет себя так, как будто он не слышит Митча. Он просто смотрит на учеников.

- Да! - вдруг кричит он и снова поворачивается к доске. - Маленькое затруднение: переживание - это наиболее реальная вещь из всех нам известных. Это источник всех вещей. На нем основано абсолютно все. Оно реально.

С другой стороны, у нас есть то, что большинство людей называют "реальностью". Она полностью зависит от соглашения. Если достаточно большое число людей согласятся, что мир плоский - бац! - у нас есть реальный плоский мир. Если физики соглашаются, что атом - это мельчайшая частица материи, атом становится реально мельчайшей частицей материи. Конечно, когда они по том соглашаются, что мельчайшая частица материи электрон, реальность меняется. И конечно, через некоторое время они согласятся, что мельчайшая частица - это не электрон, а... позитрон или кусок антиматерии, или что нибудь еще. Зависит от того, будут они соглашаться в будний день или в выходной.

- Вы турки! - кричит на нас Мишель. - Из маленького затруднения получилась гигантская проблема. То, что все называют реальным, в действительности - иллюзия. А то, что все называют нереальным, в действительности - самая реальная вещь, какую мы знаем. То, что мы обозначили на доске как "реальность" - это "нереальность", а то, что обозначили как "нереальность" - это "реальность".

Мишель смотрит на нас, затем подходит к доске, перечеркивает слово "реальность" и пишет над ним "нереальность", перечеркивает слово "нереальность" и пишет "реальность". Затем снова выходит на край платформы.

- Однако я хочу вас предостеречь, - громко продолжает он, - не выносите этого из зала... не то вас лишат права голоса. Если вы начнете говорить людям, что физики тратят свое время на игру с иллюзиями, вас посадят под замок. Физикам, конечно, все равно, они знают, что их профессия основана на интеллектуальной игре с договорными нереальностями, но остальные лишат вас права голоса.

И попробуйте сказать людям, что единственная реальная вещь - это ваше переживание. Большая радость. Когда мы говорим о нереальной физической вселенной, мы должны называть ее кодовым словом "реальность". А когда говорим о нашем реальном переживании тренинга, нам приходится называть его "нереальностью". Действительно, с точки зрения общества, "реальный" тренинг это что-то, что можно измерить, записать, с чем можно согласиться... - Мишель смотрит с сардонической ухмылкой. Он садится на стул. - Да, Генриэтта?

- Ты хочешь сказать, что физическая вселенная не реальна?

- То, что мы называем физической вселенной, полностью базируется на соглашении. Атом, например, - это просто соглашение между физиками. Сейчас физики договариваются о существовании все большего числа частиц, которых они не видели. "Хорошо, Чарли, - говорит один физик другому, - что-то должно вызывать этот феномен. Давай назовем это позитроном и посмотрим, какие у него могут быть свойства". - "Ладно, Бэлли, говорит Чарли, - давай только назовем какую-нибудь другую частицу чарлитроном". Иногда физикам удобно считать, что свет это - волны, иногда - что движущиеся частицы. Их не интересует, что такое свет на самом деле. Они знают, что им никогда этого не узнать, потому что свет реально не может быть ничем, кроме их переживания. Они знают, что оперируют в мире нереальности, в котором свет не может быть ничем иным, кроме того, на что они согласятся. И ничем другим... Да, Генриэтта, физическая вселенная нереальна, но только никому этого не говори, не то тебя лишат права голоса.

Генриэтта, нервничая, стоит с микрофоном. В зале раздается смех.

- Но если мы попадем под автобус, то он нас зада вит. Ты сам говорил, что задавит.

(Смех.)

- Правильно, - отвечает Мишель, - вне всяких сомнений, нереальная физическая вселенная материальна, она может убить. Настоящая реальность - это наше переживание. Но ты лучше поверь соглашению о том, что надвигающийся на тебя автобус материален, чем бы он ни был в переживании других людей. "Автобус" - это соглашение, он нереален, и он может убить. Поняла?

- Я думаю, да, - говорит Генриэтта, садясь. (Смех.)

- Да, Элания, встань.

- Все это очень интересно, но я не понимаю, как это отвечает на вопрос: "Кто это сделал?" Ты обещал ответить на этот вопрос.

- Совершенно верно, мы все еще не выяснили, кто это сделал. Однако теперь, когда мы знаем, что реально, а что нереально, нам будет несколько легче, чем если бы мы оперировали в мире иллюзий, мире эффекта, эффекта, эффекта... Ответ настолько прост, что мне даже неловко его произносить. Реально переживание, верно? -Да.

- Хорошо. Кто является причиной, или источником, твоего переживания?

Элания стоит с достоинством, но не отвечает секунд десять.

- Ну... - неуверенно начинает она, - причиной од них моих переживаний являются одни люди или вещи, а других - другие.

- НЕТ! ВСЕ ТВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМЕЮТ ОДИН И ТОЛЬКО ОДИН ИСТОЧНИК.

- Один источник? - робко спрашивает Элания.

- Один источник, - мягко отвечает тренер, игнорируя дюжину поднятых рук. - Кто или что является источником всех твоих переживаний?

- Ну... я, - тихо говорит Элания.

- Да, ты! - кричит Мишель. -Не твоя мама, не твой муж, не я, не твой эдипов комплекс, а ты!

- Но я не являюсь источником всего, что я переживаю. Когда меня сбивает автобус, он тоже отчасти является причиной моего переживания.

- Автобус - это соглашение. Ты должна согласиться, что этот сгусток вещества является автобусом, до того как ты переживешь удар.

- Соглашусь я, что это автобус или нет, меня все равно убьет.

- Тебя, конечно, убьет. Но твое переживание будет определяться твоими соглашениями о нереальной физической вселенной. Ты являешься источником этих соглашений и всех последующих переживаний.

- Это кажется несколько абстрактным, - говорит Элания, садясь под легкие аплодисменты.

- КОНЕЧНО, ЭТО КАЖЕТСЯ АБСТРАКТНЫМ! Вы не хотите признать, что вы отвечаете за все cвои переживания. Если бы вы это сделали, вам пришлось бы оставить все свои игры, тотально зависящие от ваших претензий на то, что другие люди виноваты в том, что с вами происходит.

Если реальность существует только по соглашению, каждый из вас отвечает за свою "реальность". Каждый создает свои собственные переживания. Вы не можете назвать ничего, за что вы не несли бы ответственность. Кирстен? Возьми микрофон.

Кирстен с раздражением берет микрофон и быстро говорит:

- Ты, кажется, хочешь сказать, что острые боли в руках и плечах от моего наследственного артрита - это моя вина.

- Мы говорим не о вине, мы говорим об ответственности.

- Я не собираюсь брать на себя ответственность за жжение в руках. У моей матери то же самое. Это наследственное.

- Это твое переживание, это ты чувствуешь эту жгучую боль, правильно?

-Да,- она смотрит прямо на тренера, она явно озадачена.

- Кто является источником этого переживания боли? Кирстен в недоумении смотрит на тренера и молчит,

- Я? - спрашивает она и кладет руку на грудь. - Ты имеешь в виду меня?

- Ты источник своего артрита, ты источник переживания этого жжения в руках. Никто тебе его не давал. Никто не может пережить его за тебя. Нет никого ни здесь, ни в другом месте, кто был бы источником жжения в твоей левой руке. Ты слушаешь, Кирстен? Это ты! Ты отвечаешь! Ты источник и причина своей боли, - говорит тренер и поворачивается к аудитории.

- Это касается и всех остальных артритов, язв, гипертоний, простуд, головных болей и прочих недомоганий. Все это - ваше. Вы - источник ваших переживаний. Когда вы начинаете это понимать и принимать ответственность за все свои переживания, ваша жизнь начинает работать.

Вы думаете (он изображает пальцами кавычки), что вы таковы, каковы вы есть, из-за того, что отец или мать сделали вас такими. Или муж, жена, босс, или кто угодно еще, кого вы обвиняете в том, что ваша жизнь не работает. Но это все - эффект, эффект, эффект. У МЕНЯ ЕСТЬ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! Если твоя жизнь не работает, угадай, кто это сделал? Кто угадал?

Тренер делает паузу и смотрит через плечо на за терроризированную аудиторию. - Правильно, это вы, - добавляет он. В тишине поднимается рука. Встает молодой чело век с густыми черными волосами, в очках с толстыми линзами. Его зовут Клифф.

- Хорошо, а как насчет Бога?! - со злостью и раздражением спрашивает он.

- Что это значит - "а как насчет Бога?" Причем Он здесь, черт подери? Что ты знаешь о Боге? Вы все? Кто это - Бог? Мне не нужно ваше религиозное говно. Ты хочешь сказать, что Бог это сделал?

- Я хочу сказать, - раздраженно продолжает черноволосый, - что вполне может быть, что наши жизни на писаны и запланированы для нас. То, что случается с нами в этой жизни - карма наших прошлых жизней. Случайностей нет. Все предопределено.

- Как телепередача, да? Мишель стоит теперь рядом с Клиффом.

- Слушай, Клифф, что ты знаешь о Боге? Готов поспорить, что ты не узнаешь Бога, если Он наступит тебе на ногу. Единственная реальная вещь в твоей жизни - это твое переживание. Вне его либо темнота, либо иллюзорная сфера верований и правдоподобности. Ты ничего не знаешь о Боге.

- Я знаю, что Бог существует. Я прочувствовал это. Я пережил это, как вы тут говорите.

- Хм, ты пережил Это. Опиши нам свое переживание Бога, Клифф.

Клифф минуту думает, потом говорит:

- Ты явно меня провоцируешь. Ну ладно, я расскажу. Занимаясь медитацией, я переживал моменты экстаза и единства со всей Вселенной. Если с тобой такого не было, тебе не понять, о чем я говорю.

- Я оценил твое переживание, Клифф. Для меня это не проблема. Какие выводы ты извлек из своего переживания?

- Бог существует, - отвечает Клифф. - Он всемогущий и всезнающий. Наши жизни могут быть предопределены.

- Удивительно, - говорит тренер, поворачиваясь ко всем. - Жопы, вы видите, что делает Клифф? Он берет явно ценное переживание и приклеивает к нему совершенно постороннее верование. Вот что я тебе скажу, Клифф, - продолжает он, снова обращаясь к Клиффу, - ты прячешься в веру. Твоя жизнь не работает, а ты чувствуешь себя правым, веря, что Бог это сделал. Когда ты перестанешь обвинять Бога?

- Я не обвиняю Бога! Все, что я хочу сказать, это то, что какое бы направление, хорошее или плохое, ни приняла наша жизнь, это может быть уже заранее решено. Я никого не обвиняю!

- Тебя так заебали, что ты даже не понимаешь, что то, что ты говоришь, значит: если моя жизнь не работает, то это потому, что Бог так предопределил. И ты опускаешь руки, садишься, жалуешься, скулишь и ждешь магического момента объединения со Вселенной, когда ты сможешь забыть о том, что происходит сейчас. Поэтому ты выключаешь свои переживания!

Ну и ладно. Есть много других зомби, которые составят тебе компанию. А у меня есть еще новости.

Мишель терроризирует нас как учитель, и мы ждем экзамена.

- Каждый раз, когда вы выключаете свое переживание и не берете на себя ответственности за него, вы приносите в жертву свою сущность. Вы также обрекаете себя на повторения. Вы застреваете на воспроизведении своей дряни.

Клифф, который уже сел, снова хочет что-то сказать.

- У меня создается впечатление, - говорит он, - что, что бы мы ни сказали, мы не сможем победить, - он снова садится.

- Это верно. Мне не для того платят, чтобы я проигрывал. Скажу еще. Что бы вы ни говорили сейчас, я выиграю, но в конечном счете вы не сможете проиграть. Да, Кирстен?

- Мне нужен пакет и платок.

Ассистент спокойно подает ей все необходимое.

Кирстен нервничает, но ее не рвет.

- Хорошо, - говорит тренер. - Барбара?

- Мне очень жаль, говорит Барбара, крупная, привлекательно одетая женщина лет под тридцать, - я все время следила за тобой, но я нахожу идею тотальной ответственности нелепой. Две недели назад, пока я была на работе, мою квартиру взломали, и я лишилась новой стереосистемы, телевизора и кое-какой одежды. Уверяю тебя, я не была причиной ограбления своей квартиры.

- Конечно, была, - говорит тренер, направляясь к своему термосу.

- Но я не грабила свою квартиру.

- А кто грабил?

- Я не знаю вора! - раздраженно отвечает Барбара.

- Кто заставляет тебя думать, что твою квартиру ограбили?

- Я пришла домой, а моей стереосистемы нет!

- Может быть, я ее одолжил. (Смех.)

- Мою квартиру ограбили, и я не несу за это ответственности.

- Ты говоришь мне, что ты пережила ограбление своей квартиры, и я говорю тебе, что ты создала это переживание.

-Но я не создавала. Я поставила дополнительные замки, я говорила сторожу...

- Ты берешь на себя ответственность за покупку стереосистемы?

-Да.

- Ты берешь на себя ответственность за покупку телевизора и дорогой одежды?

- Конечно, но я их не крала.

- Ты берешь на себя ответственность за наем этой

квартиры?

-Да.

- Ты берешь на себя ответственность за наем на работу, из-за которой весь день в квартире никого нет?

- Что из этого?

- Берешь?

-Да.

- Ты берешь на себя ответственность за то, что не завела друзей, которые могли бы все время находиться в квартире?

- Может быть, но...

- Когда ты пришла домой и обнаружила, что из твоей квартиры исчезли вещи, чья это была идея, что тебя ограбили?

- Моя идея.

- Именно.

- Проклятье, - раздраженно говорит Барбара, - что "именно"?!

- Именно ты создала идею, что тебя ограбили.

- Но я не была причиной ограбления.

- Не было бы никакого ограбления, если бы ты не создала его. Если твою стереосистему украли, то сделала это ты.

- Ты спятил!

- В этом весь ЭСТ, - беспечно говорит Мишель, делает шаг к Барбаре и кричит: - СОЙДИ С УМА, БАРБАРА! Ты думаешь штампами и ПОЗВОЛЯЕШЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ диктовать реальность, тогда как ты создаешь ее сама!

- Не кричи, - нервно говорит она.

- Я кричу, когда я кричу, Барбара, а когда я не кричу, я не кричу, - спокойно отвечает он. - Ты создала ограбление. Кажется абсурдным, верно?

-Да.

- Барбара ограбила собственную квартиру. Кажется абсурдным, а, жопы?

(Нервный смех, несколько "Да " и "Полный абсурд!")

- Прекрасно, - говорит Мишель и продолжает тихим серьезным голосом: - Жил однажды старый учитель Дзэн по имени Ноноко. Он жил один в лесной хижине. Однажды ночью, когда Ноноко медитировал, сильный незнакомец вошел в дверь его хижины, и, размахивая мечом, потребовал от Ноноко денег. Ноноко, продолжая считать свои вдохи и выдохи, сказал незнакомцу: "Все мои деньги на полке за книгами. Возьми, сколько тебе нужно, но оставь десять иен. Мне нужно на этой неделе вернуть долг". Незнакомец подошел к полке и взял все деньги, оставив десять иен. Он также взял с полки красивую вазу. "Будь осторожен с вазой, - сказал Ноноко, - ее легко раз бить". Незнакомец оглядел маленькую пустую комнату и собрался уходить. "Ты забыл сказать "спасибо"", - произнес Ноноко. Незнакомец сказал "спасибо" и ушел.

На следующий день в деревне был переполох. Пол дюжины людей рассказывали, что их ограбили. Когда приятель Ноноко заметил пропажу вазы, он спросил у него, не стал ли и он также жертвой вора. "А, нет, - ответил Ноноко, - я одолжил вазу и немного денег незнакомцу. Незнакомец сказал "спасибо" и ушел. Он был очень мил, но небрежен с мечом".

(Тишина.)

- Ноноко выбрал не считать свою квартиру ограбленной, - комментирует Мишель через некоторое время.

(Тишина.)

- Суфии рассказывают другую историю на ту же тему, - спокойно продолжает Мишель. - Богатый мусульманин пришел в мечеть прямо из гостей и, конечно, должен был снять свои очень дорогие туфли и оставить их у входа в мечеть. Когда он вышел после молитвы, туфель не было.

"Как мог я быть таким неосмотрительным, - сказал он другу, - как глупо я сделал, что пришел в мечеть в таких дорогих туфлях. Я стал причиной того, что какой-то бедняк взял их и решил, что украл. Я бы охотно отдал их ему, а вместо этого я отвечаю за создание вора".

(Тишина.)

Кто-то кашляет.

(Тишина.)

- Кто ограбил твою квартиру, Барбара? - спрашивает Мишель.

(Тишина.)

- Я не оставляла свою стереосистему у входа в мечеть, - говорит она наконец.

(Смех.)

- Нет, ты не оставляла.

(Тишина.)

- Но я вижу, что ты имеешь в виду.

- Что я имею в виду, Барбара? Барбара хмурится в серьезной концентрации.

- Я купила кое-какие дорогие вещи, - говорит она, - а однажды... дорогие вещи исчезли... вот и все. Спасибо, Мишель, - заключает она и садится.

(Долгие аплодисменты.)

- Вы впоследствии можете удивиться, почему, когда выпускники ЭСТа аплодируют тренеру или лидеру семинара, он или она аплодирует им. Но это просто. Тренер знает, что вы и только вы создаете тренера в своей вселенной, и если он потом вам нравится, то это ваше создание, и вы заслуживаете доверия. Но если вы, жопы, переживаете меня, как высокомерного фашистского мерзавца (смех), угадайте, кто создал меня?.. Именно... (Смех и аплодисменты.)

- Каждый из вас является единственным источником своих переживаний и, таким образом, НЕСЕТ ТОТАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ СВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Когда вы это поймете, вы отбросите девяносто процентов говна, управляющего вашей жизнью. Да, Хэнк?

- Слушай, - говорит дородный Хэнк. Он чрезвычайно рассержен. - Я согласен, что я отвечаю за все, что я делаю. Это ясно. Но когда меня грабят, я не собираюсь брать ответственность за то, что меня ограбили.

- Кто является источником твоего переживания, Хэнк?

- В этом случае грабитель.

- Грабитель может забрать твой ум?

- Мой ум и мой бумажник. (Смех.)

- Ты берешь ответственность за то, что вылез в то утро из постели?

- Конечно.

- За то, что вышел на улицу?

-Да.

- За то, что увидел человека с пистолетом?

- За то, что увидел?

- Да, за то, что увидел грабителя.

- Ответственность за то, что увидел его?

-Да.

- Ну хорошо, - говорит Хэнк, - я его, конечно, увидел.

- Если бы у тебя в тот момент не было бы глаз, ушей, носа и кожных ощущений, ты не пережил бы этого грабителя, не так ли?

- Мой бумажник пережил бы!

- Если бы у тебя не было чувств, ты бы никогда не узнал, что твой бумажник пропал. Ты понимаешь, что ты несешь ответственность за то, что увидел человека с реальным пистолетом, который требовал денег?

- Хорошо, я понял.

- Ты берешь ответственность за то, что был в этот час на улице и имел деньги, которые можно было украсть?

- Ладно, я понял.

- За то, что выбрал не рисковать жизнью, сопротивляясь этому человеку, и выбрал отдать свой бумажник?

- Когда парень с пистолетом требует отдать деньги, выбора нет.

- Выбрал ли ты быть в то время на том месте?

- Да, но я не выбирал встречу с этим парнем.

- Ты его видел, верно?

- Конечно.

- Ты ведь берешь ответственность за то, что видел его?

- Да, за то, что видел его.

- Теперь пойми: ВСЕ, ЧТО ТЫ ПЕРЕЖИВАЕШЬ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ ЭТОГО НЕ ПЕРЕЖИВАЕШЬ.

- Этот грабитель все еще жив.

- В тот день рядом с тобой было существо с Марса.

Существа с Марса слышат только ультразвук и видят свет только очень высокой частоты. Других чувств у них нет. После ограбления он, вероятно, сказал бы тебе: "Слушай, ты заметил, какую страшную радиацию испускал этот пузырь?"

(Смех.)

- Все, что переживает живое существо, создается исключительно этим существом. Оно является единственным источником этого переживания.

- Но что-то должно быть снаружи!

- Есть такая теория, что снаружи находятся стимулы, - ласково говорит Мишель, - миллиарды каждую миллисекунду. Но то, как ты их переживаешь, - это твой вклад во Вселенную.

- Но я не выбирал быть ограбленным.

- Никто за тебя не выбирал. Ты и только ты создаешь способ, которым ты переживаешь вещи.

- Хм...

- Выбрал ли ты, видя приближающегося человека, одолжить ему сотню долларов?

- Нет!

- ПРОСНИСЬ, ХЭНК! - Яне понимаю. - В Нью-Йорке в тот день было восемь миллионов человек. Двадцать из них, возможно, были ограблены. Все остальные 7 999 980 человек ухитрились этого избежать. Ты ухитрился быть ограбленным.

- Хм ...

- Спасибо.

(Аплодисменты.)

- Фрэд. Возьми микрофон.

- У моей жены рак. Я переживаю ее рак. Я несу за это ответственность?

- Да, Фрэд.

- Это говно! Как я могу отвечать за рак у моей жены?

- Ты несешь ответственность за создание переживания определенного поведения своей жены, которое ты называешь, по соглашению с другими, болезнью под на званием рак.

-Но не я вызвал рак.

- Слушай, Фрэд, я понимаю, что то, что я говорю, плохо вяжется с твоей системой верований. Ты сорок лет усердно трудился над созданием своей системы верований, и я понимаю, что сейчас твой ум открыт настолько, насколько он вообще может быть открыт. Сорок лет ты верил, что вещи случаются вовне, а ты, пассивный, невинный, посторонний являешься ЖЕРТВОЙ автомобилей, автобусов, биржевых кризисов, невротичных друзей, рака.

Я понимаю. Каждый в этом зале жил в той же системе верований. Я - НЕВИНОВЕН, ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ - ВИНОВНА. НО ЭТА СИСТЕМА ВЕРОВАНИЙ НЕ РАБОТАЕТ! ЭТО ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ПО КОТОРОЙ НЕ РАБОТАЕТ ВАША ЖИЗНЬ! Реальность - это твое переживание, и ты являешься единственным творцом своего переживания. Марсия? Спасибо, Фрэд (аплодисменты). Возьми микрофон, Марсия.

- Мне очень жаль, но я думаю, что ты играешь словами. При нормальном использовании слов, если у человека жена заболевает раком, ее рак имеет какую-то причину, и это явно не Фрэд.

- Я это признаю.

- И большинство людей сочтут бессмысленным сказать, что Фрэд создает рак у своей жены.

- Я понимаю. Верно, что с женой Фрэда произошли определенные физические перемены, которые, как мы знаем, создал не Фред, и которые сегодня называются раком. Но понимаешь ли ты, что реальность Фрэда, переживание Фрэдом рака жены, может существенно отличаться от чьей-то еще. Некоторые люди могут радостно умирать от рака, да-да, радостно переживать рак, хотя большинство и не могут. И если ты, Марсия, переживаешь рак жены Фрэда, как тяжелую, ужасную вещь, ты должна знать, что это ты создаешь ее такой, это ты создаешь этот частный случай рака в своем переживании.

(Тишина.)

- Ага, - говорит Марсия наконец, - я начинаю понимать, к чему ты клонишь.

- Предположим, племя индейцев встречает человека, который ходит, распевая и заявляя, что разговаривает с Богом. Они принимают его за святого и отпускают. Мы же называем его шизофреником и сажаем под замок. МЫ СОЗДАЕМ шизофреника. Ирокезы создают святого. Кто-нибудь еще может создать мессию. Кто бы что ни создал в своем переживании, он несет за это ответственность.

-Я начинаю понимать, - говорит Марсия, - но, может, есть какие-то вещи, пространство, время, атомы или, скажем, различия между мужчиной и женщиной, которые реальны, одинаковы для всех?

- Конечно, они реальны, но ярлыки и переживания этих реальностей будут всегда различны. Ты не сможешь назвать ни одного аспекта пространства, времени или различия между мужчиной и женщиной, которые люди переживали бы одинаково, даже люди в этом зале.

- Я смогу, но мне неловко сказать. (Смех.)

- Скажи.

- Ну хорошо... У мужчины есть член, а у женщины нет.

- Все с этим согласны?

(Три или четыре "нет".)

- Что еще?

- О, - говорит Марсия, - они видели таких мужчин, каких я не видела.

- Ты права, будь ты проклята, они видели. КАЖДЫЙ ЕБАНЫЙ МУЖЧИНА, КОТОРОГО ОНИ ВИДЕЛИ, АБСОЛЮТНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛЮБОГО МУЖЧИНЫ, КОТОРОГО ВИДЕЛА ТЫ.

(Тишина.)

- Я понимаю, - неуверенно продолжает Марсия, но ты на платформе, а я нет. Все с этим согласятся.

- Да ну? - удивляется Мишель. - Все согласны, что я на платформе?

Несколько человек энергично кричат "нет".

- Где я, Марсия? - спрашивает тренер. Он делает шаг к Марсии и внимательно смотрит на нее.

- На платформе, - отвечает она, нахмурившись.

- Где я, Марсия? - снова спрашивает он.

Марсия в смущении смотрит на тренера. Она глядит по сторонам, ища помощи.

- Ты на платформе.

- Посмотри на свое переживание, Марсия, там ли я?

- Да, так, как я это вижу, ты на платформе.

- А, так ты это видишь? - говорит Мишель. - Ага. Где же я, Марсия?

- Я... в моем переживании? - спрашивает она, глядя на него.

- Да! И если я в твоем переживании, то кто меня создал?

-Я.

- Как тебе не стыдно! (Смех.)

- Да! Ты создаешь меня. Ты создаешь меня каждую секунду, когда ты выбираешь создать меня в своем переживании. Теперь, Марсия, берешь ли ты на себя ответственность за выбор создать меня и позволить мне быть на этой платформе, а тебе быть здесь, в зале, а не на платформе?

- ...Да.

- Берешь ли ты на себя ответственность за создание рака у жены Фрэда? (Молчание)

-Да.

- Спасибо. (Аплодисменты.)

- Дэвид?

- Ты по-прежнему играешь словами, - решительно заявляет Дэвид. - Марсия может взять на себя ответственность, но готов поспорить, что она не собирается оплачивать больничные счета.

- Я согласен.

- Есть разница между принятием ответственности за создание своей злости или страха - это я понимаю и согласен, что это важно, - и принятием ответственности за создание солдат во Вьетнаме или рака у чьей-то жены.

- Ты прав, Дэвид, так оно и есть.

- Это не то же самое, - говорит Дэвид, удивленный согласием.

- Это не то же самое, Дэвид. Страх - это страх, а чей-то рак - это чей-то рак. Для некоторых людей чей-то рак страшнее собственного страха. Для тебя важен твой страх, а рак жены Фрэда - нет. Я понял. Я понял, что не которые вещи, которые ты создаешь, ты создаешь как чрезвычайно важные для себя, а другие - как тривиальные или незначительные. Все, что я говорю, - ты, конеч но, не обязан мне верить,- это то, что ты создаешь и то, и другое.

- Я подумаю об этом, - говорит Дэвид, нахмурившись.

(Аплодисменты.)

- Робби?

- Ты путаешься, Мишель, - говорит молодой негр Робби, - с одной стороны, ты повторяешь, чтобы мы не верили тому, что ты говоришь, с другой - ты очень гром ко и авторитарно провозглашаешь идеи, в которые, если мы согласимся, мы должны поверить.

- НЕТ! ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ в них верить. Вы не должны с ними соглашаться. Я только прошу вас ИССЛЕДОВАТЬ СВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ и посмотреть, не переживаете ли вы РАБОТОСПОСОБНОСТЬ определенных точек зрения, развитых Вернером. Если вы не можете с этими положениями пережить свою реальность, то вера в них не будет улучшением, какую бы систему верований вы ни имели сей час. ВЕРОВАНИЯ НЕ РАБОТАЮТ!

- Послушай, - говорит Робби, - я работаю в электронной фирме, и мой босс - стопроцентный болван. Кто бы что ни делал, ему ничего не нравится. Как я могу за него отвечать?

- Ты думаешь, что твой босс идиот?

- Я знаю, что мой босс - идиот, - улыбаясь отвечает Робби.

- Сколько других турок застряло на боссах-идиотах? - спрашивает Мишель.

Поднимаются по крайней мере пятьдесят или шестьдесят рук.

(Нервный смех)

Мишель качает головой.

- Хотите знать, почему вещи не работают? Потому что вы не хотите, чтобы они работали! Если бы в вашей конторе вещи работали, ваш босс должен бы был заслуживать доверия, а вы знаете, что ваш босс - жопа и не заслуживает доверия. Будь вы прокляты, если станете хорошо работать в неправильном мире. Нет уж, сэр!

Вы все ебнутые. Ваш босс не работает, потому что знает, что его босс этого не заслуживает. Ты валяешь дурака из-за своего босса, и я удивляюсь, почему не работает эта жопа, твоя секретарша?

ЕСЛИ РАБОТА НЕ ДЕЛАЕТСЯ, ТО ВОЗЬМИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УВИДЕТЬ, ЧТО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ СДЕЛАНА! Мне все равно, кто заслуживает доверия. Это тебе выгодно хорошо работать. И если ты начинаешь брать на себя ответственность за создание своего отвратительного босса - бац! - твой босс начиняет меняться!

Я расскажу вам одну историю. Я когда-то работал в отделе внешних сношений Корпорации Барроу. Мой босс никогда не улыбался и никогда не поощрял меня. На протяжении года я делал так мало, как только мог. По том я прошел тренинг, и идея, что я создаю своего говенного босса, показалась мне нелепой. Тем не менее примерно через месяц я решил попробовать, только ради шутки, заставить работать весь отдел. Я вообразил, что это не Корпорация Барроу, а моя Корпорация - Корпорация Рида.

И я начал работать. Если кто-то неделал свою работу, ее делал я, причем иногда даже так, что этого никто не замечал. Я был вроде вредителя, который по ночам ремонтирует машины, вместо того чтобы их ломать.

И вы знаете, через три месяца и мой босс, и моя секретарша работали в два раза лучше. После этого мы с боссом три или четыре раза в неделю выпивали вместе. Он по-прежнему не хвалил меня, особо не улыбался, но, послушайте - мы ведь начали работать.

- Но если я стану работать лучше, - говорит Робби после долгих колебаний, - это не сделает моего босса меньшим болваном.

- Может, и нет, - говорит Мишель, - но это сделает меньшим болваном тебя. Ты станешь получать больше сыра, а об этом мы и говорим.

- Да, я понимаю. Но ты говоришь, что мы должны - работать лучше, даже если нам не нравится система, в которой мы работаем?

- Вы ничего не должны. Мы просто пытаемся ответить на вопрос "Кто отвечает за твою хорошую работу?". Этот твой босс?

-Нет.

- А кто?

-Я.

- Прекрасно. Я только хочу, чтобы вы увидели и пережили, что это вы переживаете своего босса как болвана, который ничего не понимает. Это вы отвечаете за свою работу. Не обвиняйте тупых, алчных и ленивых боссов. Это вы выбрали заниматься идиотизмом. ПРОСНИТЕСЬ! ВЫ - причина всего. И не забывайте этого...

Теперь становится более понятно, почему выпускники «трансформационных» тренингов защищают их. Они несут всю «ответственность» за то, что там происходило. Они «ответственны» за то, что им насрали в мозги. Не важно, что до тренинга они не знали то, что будет там с ними происходить. Но после тренинга вся «ответственность» за то, что там было на них. Теперь любые нападки на тренинг, это нападки на них и они защищаются. ОНИ ЗАЩИЩАЮТ СЕБЯ. Под давлением тренинга и своей группы они дали «обязательство» вовлечь сколько-то человек и теперь ответственность за вовлечение на них. И они вовлекают. С ПОЛНЫМ ЧУВСТВОМ ТОГО, ЧТО ЭТО ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну неосвсем так. По крайней мере на сознательном уровне. Могу описать как это происходило у меня.

Тренинг просто нравится. Ну есть понимание, что там "эффективно", "радостно". И любые нападки на тренинг блокируются как раз с этой позиции "я видел как меня торкнуло, а вместе со мной еще 100 человек, какой-то непорядок есть в том, что они говорят". Никакой ответственности за то, что там происходило нет. И когда человек говорит "там зомбируют" не возникает реакции, что, мол, человек сам ответственный за то, что его зомбировали. Хотя я тут общался с отпрысками ЭСТ - у них как раз такие мысли и есть. Типа это вас там зомбировали и вы сами за это ответственны, а мы решили, что нас не зомбируют и нас не зомбируют.

Критика непрошедших отметается. Потому что есть установка, что лайфспринг единственный и неповторимый. То, что методики лайфспринга могут быть давно изучены, поняты и даже нисколько несверхъественны, в мозг лайфспринговца не укладывается. Чтобы понять, что такое лайфспринг - надо там побывать. Других путей нет. Никак больше его изучить нельзя.

Когда лайфспринг критикуют прошедшие, тут уже всплывает ответственность. Только как личные эти нападки опять же не воспринимаются. Воспринимается так "каждый сам ответственен за свой результат - он чему-то сопротивлялся и ничего не понял". К этим людям складывается такое отношение...ммм... с высока чтоли. Как к убогеньким. Такое же отношение складывается к тем, кто покидает тренинг. То есть если Вася уходит с тренинга, то о нем думают "Ну это личный выбор Васи, конечно. Наверное, он решил, что так ему будет лучше" и при этом подразумевает, что выбор Васи в корне неверный и какой-то совершенно непонятный.

Касательно утверждения "нам насрали в мозг" - тоже несовсем так. По крайней мере на сознательном уровне опять же. Есть ощущение, что на тренинге хорошо. Безумно хорошо. Лучше никогда в жизни еще не было. Да еще и эффективно. Это ж ведь какие результаты прут, мама не горюй, завтра в президенты балатироваться. И тут проходит инфа да и по обстоновке чувствуется, что что-то нечисто, что вроде как используют для зарабатывания денег. Ну и что, пускай используют - мне-то все равно хорошо и эффективно.

Ну это те логические цепочки, которые протекают в голове лсовца на сознательном уровне. Хотя идея того, что "результат" натягивается из подсознательной установки "я сам ответственен за тренинг" - достойная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никакой ответственности за то, что там происходило нет.

А подобные лекции, упражнения, прессинги и т.п. по поводу ответственности за всё (или части всего) у Вас в тренинге были?

Сама идея ответственности она в Лайфспринге основная или есть более или столько же важные идеи ещё?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А подобные лекции, упражнения, прессинги и т.п. по поводу ответственности за всё (или части всего) у Вас в тренинге были?

Сама идея ответственности она в Лайфспринге основная или есть более или столько же важные идеи ещё?

На лайфспринге сильно работают с ответственностью, как со способностью держать свое слово. Ответственность за все в терминах лайфспринга "позиция авторства". С ней работают, в основном, на базовом курсе. Это одна из главных тем базового. В основном, ее теоретически доказывает тренер на сцене. Упражнение на нее только одно - надо вспомнить одну ситуацию, где от тебя ничего не зависело и рефреймировать контекст так (ну только про рефрейминг, конечно, никто ничего не говорит), чтобы получилось, что такую ситуацию создал ты сам. Авторство - одна из главных тем базового курса. По сути на базовом курсе рассказывают:

1) выйграл-выйграл

2) авторство

3) доверие

4) целецстремленность

5) ответственность как умение держать свое слово

при этом связь между различными частями и упражнениями весьма условна. переход от выйграл-выйграл к авторству довольно резкий и несвязный.

На продвинутом уже с авторством работают как с чем-то уже известным и доказанным. Конкретных упражнений на него нет, только "жертва" (противоположность автору" и "жертвенность" - чуть ли не самые главные ругательства на упражнениях с обратной связью.

Еще очень мощно давят на перерывах. Почти всегда в перерыв нужно капитану рассказать "что я узнал о себе нового" или "что я узнал о том, как строил отношения с людьми" - ответить "я ничего не узнал" нельзя, ничего не узнал - значит дурак и иди отсюда. :)

На лидерской уже листовочки просто с позицией авторства как здесь выкладывают в документах лайфспринга. Ну и давят на нее, когда цели не выполняешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ответственность за все в терминах лайфспринга "позиция авторства".

Отличный пример парализации логики и критического мышления (читай здравый смысл) с помощью КЛИШИРОВАНОЙ ЛЕКСИКИ
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле с тотальной ответственностью дело обстоит весьма тонко. Во-первых, это и не ответственность, а раздутое чувство вины. Во-вторых, чувство вины кончается там, где начинаются действия/обстоятельства, препятствующие тренингу.

(по моим наблюдениям за проходящим тренинг человеком)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле с тотальной ответственностью дело обстоит весьма тонко. Во-первых, это и не ответственность, а раздутое чувство вины. Во-вторых, чувство вины кончается там, где начинаются действия/обстоятельства, препятствующие тренингу.

(по моим наблюдениям за проходящим тренинг человеком)

2 оси эмоций в культах: эйфория - депрессия и вина - страх. В области этих координат построена любая ситуация с применением контроля сознания. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле с тотальной ответственностью дело обстоит весьма тонко. Во-первых, это и не ответственность, а раздутое чувство вины. Во-вторых, чувство вины кончается там, где начинаются действия/обстоятельства, препятствующие тренингу.

(по моим наблюдениям за проходящим тренинг человеком)

Нола, вопрос для меня горячий. :) Я очень чего-то много слышал об ответственности/вине, и их взаимокорреляции. Собстно, вопрос. Что такое ответственность в плане выполнения обещаний - я понимаю. А вот как проявляется ответственность в плане "взять на себя ответственность за выполнение Х" и как ее проявление отлчить от проявления вины - вопрос. Можете ответить?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нола, вопрос для меня горячий. :) Я очень чего-то много слышал об ответственности/вине, и их взаимокорреляции. Собстно, вопрос. Что такое ответственность в плане выполнения обещаний - я понимаю. А вот как проявляется ответственность в плане "взять на себя ответственность за выполнение Х" и как ее проявление отлчить от проявления вины - вопрос. Можете ответить?

В ситуации культа или вообще в жизни? :beby:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В жизни. :) В культе, в принципе, понятно. Ответственность как таковую никто не смотрит, но обязательно во время "разбора со срывом" нужно на себя взять всю вину за все беды человеческие и пообещать, что больше так не будешь. Всегда. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь становится более понятно, почему выпускники «трансформационных» тренингов защищают их. Они несут всю «ответственность» за то, что там происходило. Они «ответственны» за то, что им насрали в мозги. Не важно, что до тренинга они не знали то, что будет там с ними происходить. Но после тренинга вся «ответственность» за то, что там было на них. Теперь любые нападки на тренинг, это нападки на них и они защищаются. ОНИ ЗАЩИЩАЮТ СЕБЯ. Под давлением тренинга и своей группы они дали «обязательство» вовлечь сколько-то человек и теперь ответственность за вовлечение на них. И они вовлекают. С ПОЛНЫМ ЧУВСТВОМ ТОГО, ЧТО ЭТО ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Сюда же и исповеди... кто признаеться в самоунижении? В общении всегда культистам каджеться что нападки на них лично, на их самый близкий круг... На их секреты от всех. Даже смешно - обнимаюца и целуются тольк со своими...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...

Действительно, в недавнем исследовании отмечается, что при определенных условиях людей можно заставить признаться и вспомнить такие предосудительные поведенческие действия, которых они на самом деле никогда не совершали (Kassin, 1997).

Короче говоря, во время интенсивной индоктринации представление о самом себе должно быть относительно неустойчивым из-за этих изменений в чувстве собственного достоинства. Следовательно, в результате более вероятны изменения в идентичности (например, от учащегося к революционеру или от бизнесмена к инициатору социального равенства) и соответствующие изменения в ценностях или их важности (Ofshe & Singer, 1986). Такие изменения выглядят особенно вероятными, когда группа индоктринирования предлагает новичкам мессианское благое дело. Как указывал социальный критик Эрик Хоффер (Eric Hoffer, 1951), связывая себя с трансцендентным благим делом, правоверный может чувствовать себя особенным, преданным и бескорыстным, самоотверженным, посредством этого защищая себя от тех самых чувств незначительности и пониженного самоуважения, которые возбуждаются на более ранних стадиях процесса индоктринации. Это дает важную и значимую совокупность психологических преимуществ, особенно тем, кто боролся с такими экзистенциальными проблемами еще до индоктринации (см. Zimbardo, 1997).

В соответствии с этой точкой зрения Галантер (Galanter, 1989) указывал, что те, кто отклоняется от культовых норм, часто сообщают о росте невротической тревоги (см. экспериментальное подтверждение этого наблюдения в работе Pool et al., 1998). Действительно, эти чувства цели и уверенности являются теми аспектами культового опыта, о которых чаще всего жалеют бывшие члены культов (Hassan, 1988; Singer, 1995).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      Сбор денег на хостинг в 2017 году

      08.08.2017

      Читаем и участвуем:  
×
×
  • Создать...