Перейти к содержанию

Антимериканизм, как он есть!


Michek

Рекомендуемые сообщения

Древний ужас

Нелюбовь к США или антиамериканизм - достаточно древнее явление. При этом антиамериканизм весьма многолик, разнообразен и внутренне противоречив, как и многие другие стереотипы такого рода.

В любом случае, антиамериканизм стар так же, как стары сами США. Для многих европейских переселенцев в Новый Свет Америка была неким "новым Иерусалимом", новым обществом, свободным от язв феодальной и монархической Европы. Однако эти идеи и оценки имели множество влиятельных противников.

Историк Дэн Дайнер\Dan Diner, автор книги "Америка Глазами Немцев"\America in the Eyes of the Germans, приводит показательный пример такого рода. Корнелиус де Паув, друг Вольтера, философ и дипломат при дворе короля Пруссии Фридриха Великого, в 1771 году опубликовал книгу, в которой заявил, что открытие Америки стало величайшей трагедией в истории человечества (сам он в Америке не бывал). В конце 18-го - начале 19-го века в Европе была популярна теория, согласно которой американский континент обладал уникальными условиями, способствовавшими дегенерации - как животных, так и людей. Де Паув был сторонником этой теории, доказывая, что "самый слабый европеец может с легкостью сокрушить самого сильного американца". Известный американский ученый и дипломат Бенджамин Фрапнклин\Benjamin Franklin на дипломатическом рауте в Париже опроверг этот тезис весьма оригинальным образом: он попросил замерить рост американцев, присутствующих на приеме и их европейских коллег, после чего стало очевидным, что по всем физическим данным уроженцы обоих континентов ни в чем не уступают друг другу.

Другой тезис первых антиамериканистов было опровергнуть сложнее: французский энциклопедист аббат Гийом де Райналь утверждал, что американский континент не произвел на свет ни одного поэта, художника или ученого - с течением времени антиамериканисты были вынуждены отказаться от этого обвинения по причине его полной абсурдности.

Австралийский политолог Брендон О'Коннор\Brendon O'Connor, автор книги "Краткая История Антиамериканизма: От Культурного Критицизма до Терроризма"\A Brief History of Anti-Americanism: From Cultural Criticism to Terrorism, отмечает, что истоки антиамериканизма принято связывать с противостоянием Старого (Европа) и Нового Света. Причем по мере подвижек цивилизации, изменялись и претензии к Америке. Первый этап антиамериканизма относится к 18-первой половине 20-го века. В этот период истории претензии к США имели научную или, точнее, псевдонаучную базу. К примеру, в начале-середине 19 века, по мере усиления европейского национализма, антиамериканизм во многом базировался на национальной идее. США воспринимались как страна людей без национальности, традиций, культуры, религии, опыта, что казалось странным, нездоровым и опасным. С точки зрения антиамериканистов-националистов, для американцев само понятие "Родина" превратилось в пустой звук.

Современный исследователь Стефан Гюнтцель\Stephan Güntzel, автор книги "Геофилософия Ницше"\Nietzsche's Geophilosophy, отмечает, что великий германский философ считал, что Америка опасна для Европы, поскольку распространяет бездуховность. Впоследствии этот тезис развил философ Мартин Хайдеггер, который в начале 1930-х годов указывал на "бездуховную технологичность" США (любопытно, что он считал рассадником такой же культуры и современную ему Советскую Россию).

Антиамериканизм принимал и иные формы. В конце 19-го века свой вклад в антиамериканизм внес известный французский философ и один из творцов теории о глобальном превосходстве белой расы Жозеф Артур де Гобино. Гобино отмечал, что сосуществование в США многих рас, в особенности, черной и белой, приводит к метисации, вырождению и деградации.

Второй этап антиамериканизма начался во время Холодной войны. После 1945 года антиамериканизм впервые приобрел четко выраженные политические черты: аргументы антиамериканистов стали использоваться в большой политике и в государственной пропаганде. Острие своей критики антиамериканисты направляли на "культ" доллара, бездуховность, угнетенность трудящихся и меньшинств в США, агрессивную внешнюю политику Вашингтона, неудачи в экономике и социальной сфере и т.п.

Известный американский социолог Сеймур Липсет\Seymour Martin Lipset в статье "Либерализм, Консерватизм и Американизм"\Liberalism, Conservatism, and Americanism отмечает, что тогдашние антиамериканисты более критиковали не сами Соединенные Штаты, а "измы", которые они обоснованно или необоснованно ассоциировали с Америкой - "протестантизм", "либерализм", "экспансионизм", "консерватизм" и т.п. Это было обусловлено идеологией Холодной войны: США ( как и их главный противник - Советский Союз) воспринимались как реальные символы определенных идеологий - капитализма и коммунизма. Антиамериканизм был одним из символов внешней политики не только СССР и иных социалистических стран, но и других держав, например, Франции.

Третий этап начался в 1991 году, после распада СССР. Здесь эстафету антиамериканизма подхватили новые силы - антиглобалисты и левые, считающие США "мотором" грабительской глобализации и бастионом капитализма. Для них подлинными символами Америки являлись и являются рестораны быстрого питания McDonald's, джинсы и кола, транснациональные корпорации, Всемирный Банк\World Bank, поп-культура, английский язык и пр.

Началом четвертого этапа можно условно считать 11 сентября 2001 года. Здесь на авансцену вышли радикальные исламисты, которые убеждены, что США управляют евреи (вариант - масоны), а сами Соединенные Штаты ведут "крестовый поход" против Ислама. Самый известный террорист современности Усама Бен Ладен в 1996 году объявил джихад США, считая Америку главным врагом Ислама.

Брендон О'Коннор указывает, что все этапы антиамериканизма не существуют отдельно друг от друга - идеи, популярные во время одной эпохи плавно "перетекают" в другую, иногда видоизменяясь, однако практически все аргументы антиамериканистов, к примеру, конца 19-го века, можно с легкостью обнаружить и в работах (речах, заявлениях и пр.) их современных продолжателей.

Так в 19 веке великий писатель Чарльз Диккенс\Charles Dickens посетил США и опубликовал книгу о своем путешествии. Он назвал американцев грубыми и неотесанными. Великий норвежский писатель Кнут Гамсун опубликовал книгу "Культурная жизнь современной Америки", где пришел к выводу, что США в культурном плане безнадежно отстали от Европы. Великий испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал, что США не могут претендовать на звание "великой державы", поскольку "у них нет истории, немного опыта, и они никогда серьезно не страдали". Многие известные европейские мыслители 19-го -начала 20-го века постоянно противопоставляли американский материализм и примитивизм культуре и духовности Европы. Эти же стереотипы постоянно используют апологеты современного антиамериканизма. 24 Мая 2007 Washington ProFile

А есть ли он? И кто внем больше виноват? :king2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А есть ли он? И кто внем больше виноват? :king2:

Прочитал недавно хорошую статью "Коммерсанта" на эту тему. Отсканирую и выложу. :rolleyes:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 month later...

Проблема Запада.

Жители стран Запада (например, американцы) часто не способны полностью понимать иную точку зрения. Это объясняется особенностями западной культуры, основанной на индивидуализме. В свою очередь, китайцы (представители общества, основанного на коллективизме) намного более способны воспринимать аргументацию оппонентов.

Этот неожиданный вывод был сделан психологами Университета Чикаго\University of Chicago. Они объясняют данный парадокс следующим образом: многие слова и действия имеют различные значения. Для того, чтобы оценить их, требуется "примерить на себя" взгляды собеседника. У американцев подобные навыки развиты плохо, что вызывает проблемы с их восприятием того, что по-настоящему имеет в виду оппонент.

Многие исследования показывали, что представители всех народов в детстве способны одинаково хорошо понимать друг друга. Однако по мере взросления человека ситуация меняется. Члены "индивидуалистических" и "коллективистских" обществ существуют по-разному. "Коллективисты" во главу угла ставят качество взаимоотношений с ближними и социальные обязательства, они чувствуют себя частью определенной структуры; "индивидуалисты" считают наиболее важной собственную независимость и оценивают ситуацию с точки зрения собственных стремлений и достижений.

Психологи Университета Чикаго доказали это на основе серии экспериментов. Студенты были разделены на две равные группы: в одну попали выходцы из Китая, в другую - американцы неазиатского происхождения. Им предлагали выполнять простые задания - передвигать предметы разной формы на определенные "поля". Для того, чтобы выполнить задание, требовалось смотреть на ситуацию глазами человека, дававшего подобные команды. В результате, китайская команда "разгромила" американскую. Детальная информация об этом опубликована журналом Psychological Science. 19 Июля 2007 Washington ProFile

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первый раз включаюсь в обсуждение на этом проекте, хотя имею исключительно отрицательный опыт участия в различных форумах. Правда, содержание здешних форумов благодаря, видимо, модераторству, показалось мне довольно ценным и конструктивным. Решил начать с этой дискуссии, но не обещаю постоянного и регулярного участия.

Антиамериканизм - тема для меня близкая и одновременно странная, поскольку в своей профессиональной деятельности я стольким обязан США и американским специалистам, что впасть в этот грех уже точно не смогу (впрочем, как и в проамериканизм), а вот слежу за этим явлением как за одним из проявлений человеческой глупости. Нет опасных стран и наций - есть опасные идеологии, люди и организации. Для меня сейчас гораздо актуальнее информация о так называемой "Школе причинности" В. Гоча и ее ростовском центре "БЭЙРЭЛЬ" (попробую открыть соотвествующую тему).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 months later...

Нашествие злобных буржуинских Микки-Маусов на маленький щасливый островок.

http://www.youtube.com/watch?v=lIyEi0OIUX4

/ролик на Ютубе/

Враг побеждается с помощью фольклорных персонажей, олицетворяющих ценности традиционной культуры. Пропагандистский мультик довоенной Японии.

Изображение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      Сбор денег на хостинг в 2017 году

      08.08.2017

      Читаем и участвуем:  
×
×
  • Создать...