Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

17 мая митрополит Лавр и Патриарх Вся Руси Алексий II подпишут акт о каноническом общении двух ветвей Русской Православной Церкви, а затем совершат торжественную литургию в храме Христа Спасителя в Москве. В Управлении Самарской Епархии сообщили, что это очень радостное событие для всех православных. И объединение не может не радовать каждого верующего. Единством, соборностью и была всегда крепка Русская православная церковь. Специально каких-то торжественных мероприятий на сей счет Самарская Епархия проводить пока не планирует.

Напомним, Российская Православная Церковь за рубежом, основанная эмигрантами из России, прекратила отношения с российскими православными после того, как митрополит Сергий в 1927 году подписал декларацию о лояльности к советской власти. В течение долгих лет это оставалось главным препятствием для восстановления отношений. И теперь все разногласия преодолены.

Согласно специально разработанному протоколу подписания Акта, в 09.15 в храм Христа Спасителя приедет митрополит Лавр, которого встретит торжественный колокольный звон трех храмовых колоколен. В 09.30, под звон всех колоколов, прибудет Патриарх Алексий Второй. Хор Троице-Сергиевой лавры и сводный хор Русской зарубежной церкви исполнят праздничные песнопения.

В храме Патриарх произнесет молитву о единстве Церкви. Будут оглашены постановления Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта, а затем и сам текст документа.

Подписание Акта состоится на амвоне (возвышении перед центральной частью иконостаса, с которого читают Священное Писание и произносят проповеди). Для этого перед алтарем установят стол и два кресла.

Как только Патриарх Алексий и митрополит Лавр, в присутствии десятков архиереев, сотен священнослужителей и тысяч мирян Московского патриархата и РПЦЗ, подпишут Акт о каноническом общении, он вступит в силу - и единство Русской церкви будет восстановлено.

После тожественных речей и поздравлений в храме начнется первая совместная Божественная литургия, которая, по просьбе представителей РПЦЗ, будет совершаться по Пасхальному чину - ведущие в алтарь Царские врата будут открыты, чтобы все собравшиеся могли видеть, как иерархи и священнослужители Матери-Церкви и ее зарубежной части впервые причащаются от одной Чаши.

После службы участники торжеств во главе с патриархом откроют в храме Христа Спасителя выставку, посвященную жизни Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом в ХХ и ХХI веках.

В тот же день в 18.00 часов состоится пресс-конференция иерархов РПЦ и РПЦЗ в гостинице "Даниловская".

Акт о каноническом общении приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением, были разработаны встречными комиссиями Московского патриархата и Русской зарубежной церкви, созданными в конце 2003 года, и опубликованы 1 ноября 2006 года одновременно на официальных сайтах сторон.

Согласно акту, РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".

Вместе с тем, "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ становятся "Поместный и Архиерейский Собор РПЦ". Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

Как сказано в разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЗЦ утрачивает свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти".

Когда акт будет подписан, духовенство и миряне Зарубежной церкви и Московского патриархата смогут вместе совершать евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие смогут посещать храмы друг друга. Божественная литургия, которую после подписания акта впервые совершат вместе Патриарх Алексий и митрополит Лавр, станет символом восстановления единства Русской церкви и окончания гражданской войны, разделившей русский народ в начале прошлого столетия.

Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-х годах прошлого века, когда часть духовенства, в том числе иерархов, вместе с другими эмигрантами покинула Россию.

Сегодня Русская зарубежная церковь насчитывает 13 архиереев, около 320 приходов .

Источник: РИА "Самара", РИА Новости

Ваше мнение?! Благо это или нет?! Что изменится? Станет ли Россия восприниматься, как свободная страна, освободившаяся от пережитков тоталитаризма в духовной сфере?! :buba:

Опубликовано (изменено)

Ваше мнение?! Благо это или нет?! Что изменится? Станет ли Россия восприниматься, как свободная страна, освободившаяся от пережитков тоталитаризма в духовной сфере?! :buba:

Ну да, по идее это должно несколько улучшить имидж России... Кстати, завершится эта акция у нас, в Почаевской Лавре, которую, если верить РИЗУ "построил и освятил" Митрополит Антоний (Храповицкий) - основатель РПЦЗ. И это тоже глубоко символично ;)

Правда, всякие неблагочестивые СМИ уже состязаются в придумывании ироничных заголовков.

Изменено пользователем Beholder
Гость Андрей Стягов
Опубликовано

Ваше мнение?! Благо это или нет?! Что изменится? Станет ли Россия восприниматься, как свободная страна, освободившаяся от пережитков тоталитаризма в духовной сфере?! :buba:

Выдумаете, что смысл объединения в задабривании кого-то? Я так не считаю. Церковь должна быть единой. Богом установлено. Теперь молитва вместе и Евхаристия одна. Это мистическое воссоединие русских православных христиан. Все остальное потом, если это все остальное вообще есть.

Опубликовано

Выдумаете, что смысл объединения в задабривании кого-то? Я так не считаю. Церковь должна быть единой. Богом установлено. Теперь молитва вместе и Евхаристия одна. Это мистическое воссоединие русских православных христиан. Все остальное потом, если это все остальное вообще есть.

Вопрос был в плоскости PR - как это воспринимается, как изменится имидж России. Что касается мистики - то это, пожалуй, больше подходит к таким ресурсам, как форум Кураева.
Гость Андрей Стягов
Опубликовано

Вопрос был в плоскости PR - как это воспринимается, как изменится имидж России. Что касается мистики - то это, пожалуй, больше подходит к таким ресурсам, как форум Кураева.

Вопрос был

"Ваше мнение?! Благо это или нет?! Что изменится? Станет ли Россия восприниматься, как свободная страна, освободившаяся от пережитков тоталитаризма в духовной сфере?!"

Не думаю что он ограничивается только PR. Я дал ответ тот, который считаю исчерпывающим. Вас никто не принуждает с ним соглашаться. ;) )))))))

Опубликовано

Я дал ответ тот, который считаю исчерпывающим. Вас никто не принуждает с ним соглашаться. )))))))

Что ж, Вас можно поздравить с тем, что Ваше мнение подкреплено уважаемыми людьми, что само по себе принуждает если не согласиться, то, по крайней мере, считаться с ним ;) Но в глазах, к примеру, Berliner Zeitung существенно то, что оные уважаемые люди желают

каждой церковной общине за рубежом, имеющей русские корни, стать представительством Российской Федерации.

Этим, вероятно, в числе прочих мотивов, объясняется присоединение всей РПЦЗ к московской иерархии, а не раздел между Американской Православной Церквью (что было бы логично – ведь штаб-квартира РПЦЗ – в США) и соответствующими зарубежными епархиями МП. Это, разумеется, не может не настораживать Berliner'ов и прочих Нью-Йоркеров.

Что же касается нашего электората (вернее, в основном вашего – на значительную часть нашего, украинского, влияет то же, что и на Berliner'ов с Нью-Йоркерами), то достаточно, с одной стороны, провести мониторинг официальных сетевых СМИ, чтобы составить обзор опровержений разных нехороших слухов и мониторинг блогов, чтобы составить некоторое представление, о том, чем порождены эти слухи.

Не думаю что он ограничивается только PR.

Действительно, Michek, не могли бы Вы уточнить вопрос? Имели ли Вы в виду PR и что, собственно, тут можно назвать «благом»?

В любом случае, мне бы хотелось, чтобы дискуссия велась в терминах, понятных всем и разделяемых всеми независимо от религиозных убеждений. Мне, например, выражение «мистическое воссоединие русских православных христиан» мало о чем говорит. Я также далеко не уверен что литургическое общение разных конфессий способно «укреплять единство народа» и пр. Я, напротив, полагаю, что если бы РПЦ действительно позаботилась о единстве, взаимопонимании хотя бы внутри себя самой, то не было бы этого разгула сект.

Опубликовано

Станет ли Россия восприниматься, как свободная страна, освободившаяся от пережитков тоталитаризма в духовной сфере?

По-нормальному это внутрицерковное дело не должно касаться России. Разве что, возможно, будут меньше смотреть на РПЦ как агентов ФСБ.

Другой вопрос - объединение церквей сопровождается расколом РПЦЗ и появлением организаций, не желающих присоединяться в Москве. Они могут пополнить ряды "альтернативного православия" типа Кротова-Якунина-Ардова, которые любят выть, что их "зажимают". Вот епископ Агафангел (Пашковский), руководящий приходами РПЦЗ в Беларуси, Молдавии и Украине, заявляет о неподчинении Москве и отказывается уезжать из Одессы в Южную Америку, куда его хочет отправить руководство РПЦЗ. Возможен новый раскол.

Гость Андрей Стягов
Опубликовано

Мне, например, выражение «мистическое воссоединие русских православных христиан» мало о чем говорит.

Помилуйте, что же Вам определение из Ожегова дать? Ведь мы о Церкви говорим? Все таки я не думаю что Вы не владеете элементарной терминологией. B)

Гость Андрей Стягов
Опубликовано

Я, напротив, полагаю, что если бы РПЦ действительно позаботилась о единстве, взаимопонимании хотя бы внутри себя самой, то не было бы этого разгула сект.

Поправьте если ошибаюсь, но создается впечатление, что вы переносите украинскую ситуацию на русскую почву. Сект хватало и там и там всегда, но вот разгул оных состоялся преимущественно на Украине. Какой там р.о. принадлежит Киевский градоначальник? Там вроде негр пастором? А РПЦ очень, поверьте на слово, бережет свое единство. Другое дело что вряде стран, где среди граждан на какое-то время восторжествовал утробный национализм, Правительства вышибают у себя из под ног землю, дробя Церковь на части в угоду своим хозяевам из-за бугра. Здесь Русская Церковь безсильна. Не воевать же с братушками.)))))))))))))))))

  • 5 weeks later...
Опубликовано

Поправьте если ошибаюсь, но создается впечатление, что вы переносите украинскую ситуацию на русскую почву. Сект хватало и там и там всегда, но вот разгул оных состоялся преимущественно на Украине. Какой там р.о. принадлежит Киевский градоначальник? Там вроде негр пастором? А РПЦ очень, поверьте на слово, бережет свое единство. Другое дело что вряде стран, где среди граждан на какое-то время восторжествовал утробный национализм, Правительства вышибают у себя из под ног землю, дробя Церковь на части в угоду своим хозяевам из-за бугра. Здесь Русская Церковь безсильна. Не воевать же с братушками.)))))))))))))))))

А как же письмеца из некоторых Епархий России Алексию Второму о том, что они не одобряют такого тесного сближения РПЦ и безбожных либералов (в данном контексте Государства)?! А как же некоторые так называемые ультиматумы, которые появляются из глубинки России раз в год? :lol:

О единстве РПЦ тяжело говорить, но я Вами падрэ Андрэ согласен в том, что РПЦ в отличии от украинцев понимает "силу единства" и не даст расколоться Православию в РФ. Скажу крамолу для себя, но лучше единая РПЦ, чем то многообразие псевдо-"христиан". :nono:

Гость Андрей Стягов
Опубликовано

А как же письмеца из некоторых Епархий России Алексию Второму о том, что они не одобряют такого тесного сближения РПЦ и безбожных либералов (в данном контексте Государства)?! А как же некоторые так называемые ультиматумы, которые появляются из глубинки России раз в год? :lol:

О единстве РПЦ тяжело говорить, но я Вами падрэ Андрэ согласен в том, что РПЦ в отличии от украинцев понимает "силу единства" и не даст расколоться Православию в РФ. Скажу крамолу для себя, но лучше единая РПЦ, чем то многообразие псевдо-"христиан". :nono:

Вам проще общаться в ироничном тоне, с кликухами - погремухами? Ну ну.....

Насчет "подметных" писем это Вы верно заметили, анамастофил вы наш. Только никто не отрицал , что и в Московском Патриархате идут споры и жесткие порой. Так Церковь - живой организм....."Если Вы проснулись и у Вас ничего не болит, не волнуйтесь, ))))))ви уже умерли". Вопрос в степени. Впрочем, думаю Вы и сами все это понимаете.

Опубликовано

Вам проще общаться в ироничном тоне, с кликухами - погремухами? Ну ну.....

Насчет "подметных" писем это Вы верно заметили, анамастофил вы наш. Только никто не отрицал , что и в Московском Патриархате идут споры и жесткие порой. Так Церковь - живой организм....."Если Вы проснулись и у Вас ничего не болит, не волнуйтесь, ))))))ви уже умерли". Вопрос в степени. Впрочем, думаю Вы и сами все это понимаете.

Тогда крутанем стратегию в другую сторону падрэ Андрэ! Вопросы!

1) Не дай бог умрет Алексий второй! Не расколится молодой союз старых ветвей РПЦ?

2) Не начнется сильная борьба за пост, которая дестабилизирует общее единство РПЦ (каким бы оно реально не было)?

3) Какова вероятность, что главой станет кто-то из РПЦЗ? :pioneer:

Гость Андрей Стягов
Опубликовано

Тогда крутанем стратегию в другую сторону падрэ Андрэ! Вопросы!

1) Не дай бог умрет Алексий второй! Не расколится молодой союз старых ветвей РПЦ?

2) Не начнется сильная борьба за пост, которая дестабилизирует общее единство РПЦ (каким бы оно реально не было)?

3) Какова вероятность, что главой станет кто-то из РПЦЗ? :pioneer:

Ишь ты!

СТРАТИЛАТ! :lol2: анамастофил! клерикалофоб!

Это по аналогии с Ширли мырли, не огорчайтесь))))))))))))))))))) А Вы Бог пишите с маленькой буквы из принципа..ну...как Овод? :D Ясное дело...демоническая личность......................

1) не понял вопрос. что означает "молодой союз старых ветвей РПЦ"? рашифруйте пожалуйста.

2) ИМХО не смотря на постоянную угрозу раскола в любой организации, до этого не дойдет. В нашей (Российской) практике подобные вещи всегда происходили только при участии всей Церкви, (т.е. мирян)т.е. ))))гос власти. а ей это (ИМХО опять же!) ник чему :nono:

3) А с чего бы?

Вообще 3 вопрос как гадание на гуще.

  • 1 month later...
Опубликовано

14 - 20 мая 2007 № 20 (145) Страна

Вера Шенгелия, Александр Гордеев

Двум церквам не бывать

Двум церквам не бывать | Фото: Александр Кулешов

Порядок венчания Михаила и Александры Орловых два года назад придумал сам патриарх Алексий II. Отпрыску знаменитого графского рода, перебравшемуся из Швейцарии в Москву, очень хотелось, чтобы в службе участвовал и его двоюродный брат епископ Швейцарский и Европейский Амвросий, и настоятель столичного Сретенского монастыря архимандрит Тихон. Канонически это было невозможно: церкви обоих священнослужителей не признавали друг друга. Но патриарх благословил, и на службе в храме Иоанна Воина на Якиманке отец Тихон молодых обручил, а владыка Амвросий - обвенчал.

Такое исключение из правил вполне соответствовало мироощущению Орлова: «Я себя считаю и всегда считал прихожанином единой Русской Православной Церкви». Беда только в том, что последние 80 лет такой церкви как бы не существовало. Не появится она и в четверг, когда патриарх Алексий II и митрополит Лавр - первоиерарх Русской православной церкви за границей - подпишут Акт о каноническом общении. Хотя препятствий для совместных богослужений не останется, а патриарх будет «визировать» многие решения РПЦЗ, самоуправление в ней все-таки сохранится. К тому же в свое время церкви разошлись так решительно, что многие оказались просто не готовы мириться. Из-за этого диаспора - да и российская паства - уже пережила один раскол, теперь зреет следующий.

В статистике, которую сходу выдает убежденный монархист Петр Николаевич Колтыпин-Валловской, чувствуется революционное вдохновение: «70% мирян не согласны, 120 священников [из 310] не согласны, у нас есть группа епископов, но я сейчас не могу называть имена». Делегат четвертого Всезарубежного собора, на котором год назад был одобрен Акт о каноническом общении, говорит, что через месяц-два состоится пятый собор, на нем будут избраны синод и предстоятель, чтобы руководить теми, для кого Патриархия остается «нечистой».

Фото: из архива М. и А. ОрловыхЛогика несогласных такова: Патриарх Московский и всея России Тихон - последний, избранный открыто и соборно, - проклял большевиков и запретил помогать им, митрополит Сергий этот запрет нарушил, а стало быть, созданная им организация незаконна. Чтобы вернуться в лоно церкви, иерархи Московской патриархии и все, кто неправедно сотрудничал с богоборческой властью, должны прилюдно покаяться и ожидать решения истинной церкви.

На самом деле знаменитая анафема 1918 года, которая все еще питает противников единства, была адресована не новой власти вообще, а конкретно гонителям и палачам: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. <…> Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».

На «безумцев» это не подействовало. Расправы подкрепили декретом об изъятии церковных ценностей, Патриарха арестовали, потом выпустили фактически под домашний арест. В 1925-м, перед самой его смертью, «Известия» напечатали странное воззвание. Во-первых, его картонный стиль ничем не напоминал стройный и энергичный слог патриарха: «Призываем и церковно-приходские общины, и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - действительно Народная Рабоче-Крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая». Во-вторых, подписано оно было «Патриарх Московский и всея Церкви Российския» - откуда появился этот титул и куда тут же исчез, неизвестно. Следующий патриарх - Сергий Страгородский - назывался уже «Московский и Всея Руси».

Фото: Дима ГавришСвое «Послание пастырям и пастве», больше известное как Декларация, он писал еще будучи митрополитом, через два года после смерти патриарха: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Правда, в версии, получившей распространение среди «карловчан» (так называли церковь эмиграции), вместо «которой» стояло «которого» - пустячок, а все понятнее, что Сергий - советский. Его требование к РПЦЗ расписаться в верности Кремлю было риторическим, резюме не оставляло вопросов: «Думаем, что, размежевавшись так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы».

Неожиданностей не последовало: РПЦЗ отказалась принимать распоряжения московского престола на свой счет (говорят, что и Сергий в одном из частных писем «зарубежникам» писал «управляйтесь сами»). Чего Страгородский не предвидел - как утверждает патриархия, - так это того, как используют его Декларацию большевики. Она стала оружием, которым они добивали Церковь. За отказ подписать документ священников и епископов казнили в тюрьмах, на порогах домов, около храмов, каторга была милостью. Впрочем, подписание Декларации тоже не было гарантией свободы. К началу войны на воле в Советском Союзе осталось четыре епископа, включая Сергия.

Но даже эти зверства, по мнению Московской патриархии, не извиняют митрополитов РПЦЗ, открыто ликовавших по поводу немецкого вторжения, благодаря которому на оккупированной территории открылось вдвое больше приходов, чем оставалось в СССР. Правда, первоиерарх «карловчан» митрополит Анастасий не ликовал, у него вообще были напряженные отношения с немецкими властями, и агитировать за них он отказывался. Единственное исключение он сделал на Пасху 1942 г.: «Настал день, ожидаемый [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы».

В ту Пасху советские власти отменили комендантский час, чтобы православные смогли пройти крестным ходом вокруг оставшихся храмов. Это было благодарностью митрополиту Сергию, который сориентировался раньше своего зарубежного коллеги. И даже раньше генсека. Уже 22 июня, за 11 дней до сталинского «Братья и сестры», он объявил: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой <…> Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».

Фото: monasterypress.comВ 1943-м патриархат отлучил изменников от Церкви и лишил сана духовенство, вставшее на сторону фашизма. После этого Сталин принял Сергия, пообещал решить, кого из священников можно выпустить из ГУЛАГа, и разрешил ему стать патриархом, назначив «смотрящего» от правительства. Так был восстановлен петровский порядок, существовавший до 1918 г., с той лишь разницей, что вместо верующего обер-прокурора Церковью стал управлять атеист. «Карловчане» решили, что теперь на территории СССР благодать действует только в катакомбах - только в секретных церквях, не подчиняющихся Москве, можно было креститься, исповедаться, причаститься, обвенчаться, стать священником. Так перепалка между «зарубежниками» и «сергианцами», начатая Декларацией, закончилась взаимными приговорами - «вы не Церковь».

Это, впрочем, никак не мешало им расти. В СССР к концу войны было за 10 000 приходов, почти втрое больше, чем в 1941-м. А РПЦЗ стала церковью не только «белогвардейцев», но и бывших советских - власовцев, казаков, перешедших на сторону Германии, военнопленных, ост-арбайтеров. Многих из них от высылки на родину спасли именно священники - записывали регентами, певчими, чтецами, просто уговаривали союзников позволить им остаться. В итоге канонический развод духовенства, помноженный на взаимные обиды паств, опустил между патриархатом и «зарубежниками» занавес покрепче железного.

В 60-х, когда диаспора перебиралась из частных домов и гаражей в новые храмы, Хрущев крушил и утилизировал церкви так же самозабвенно, как сажал кукурузу. Но прямой агрессией дело не ограничивалось. Партия и правительство использовали Церковь в хвост и в гриву. Внутри страны - для стукачества (какая-такая тайна исповеди?), за границей - для дипломатии. В 1961-м РПЦ вошла во Всемирный совет церквей, воплощение экуменической «теории ветвей», по которой все конфессии растут из одного дерева христианства. Для православного это звучит примерно так же, как для какого-нибудь крестьянина - «пол не имеет значения, главное, чтобы человек был хороший». Но патриархию никто не спрашивал. Если партия решала, что совместные богослужения с католиками и протестантами полезны для международной репутации, служили. Зато и довольствие получали необидное.

По мере того как патриархия налаживала международные связи, РПЦЗ все больше замыкалась в себе. Дело в том, что, строго говоря, православным разрешено причащаться только в тех церквах, которые они считают канонически чистыми. Те, с которыми были в общении «сергианцы», оказывались отрезанными от «зарубежников». А у них крепло чувство избранности. «Все эти годы мы были изолированы, и это было правильно», - говорит протоиерей Петр Перекрестов из Сан-Франциско.

Фото: Александр КулешовТак определились миссии каждой из церквей. «Сергианцы», как могли, служили родине, РПЦЗ хранила для нее чистоту веры. С этими чувствами они и встретили закат коммунизма. Прославления новомучеников в 1988 г. и отсутствия гонений, с точки зрения «зарубежников», было недостаточно - а как же царская семья? А как же Декларация и экуменизм? Едва открылась граница, «карловчане» ринулись в атаку - спасать свой народ от невежества («Закон Божий», по которому последние 17 лет в России изучают основы православной веры, написан «зарубежным» архимандритом Серафимом Слободским и издан в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле) и от «красных попов»: РПЦЗ зарегистрировалась на родине как Российская православная свободная церковь и стала десятками принимать к себе приходы - и выходящих на свет катакомбников, и «москвичей», недовольных патриархией.

Первым крупным завоеванием стала паства суздальского архимандрита Валентина Русанцева. Он же одним из первых и распрощался с «зарубежниками», основав собственный Суздальский синод, который теперь управляет Российской православной автономной церковью. «Некоторые священники приходили и кричали, что их запретили за антиэкуменизм, а потом оказывалось, что они были запрещены [в служении] по моральным причинам, - вспоминает отец Петр Перекрестов. - Нас много обманывали».

Фото: РИА НовостиК середине 90-х, когда у РПЦЗ было уже пара сотен приходов, патриархия опомнилась и перешла в контратаку, действуя проверенными способами. В России какие-то храмы отбили при помощи милиции, в Иерихоне и Хевроне в конце 90-х власти Палестинской автономии неожиданно признали права патриархии на два участка, которые до тех пор занимали «зарубежники», и арабская полиция помогла эти права обеспечить. «Это было грубо, но ведь шла война», - говорит отец Петр.

В общем, наступление РПЦЗ захлебнулось. Зато праведное возмущение патриархией только усилилось. «Молодые монахи в Джорданвилле, причем недавние эмигранты, были настроены особенно радикально», - вспоминает Роман Касабов. Он уехал в Америку в 1989-м, а в 2000-м, перед тем как вернуться в Россию, поделился с владыкой Лавром своим восторгом по поводу того, что нашел наконец единственно истинную православную церковь. И спросил, где там приходы РПЦЗ, потому что патриархию не признавал. «Он очень скептически мои рассуждения воспринял, но видел, что я загорелся, и посоветовал один приход в Подмосковье, - рассказывает Роман. - А я скоро перестал туда ходить, потому что какой разговор ни начнешь, все скатывалось к перемыванию косточек иерархам РПЦ».

Скептицизм митрополита Лавра по поводу непригодности РПЦ его предшественнику митрополиту Виталию был глубоко чужд. Из-за этого в 2000 г. в РПЦЗ случился первый раскол. В том году владыка Виталий объявил о своем уходе на покой. Но когда предстоятелем был избран владыка Лавр, владыка Виталий уехал в канадский скит и оттуда заявил, что остается во главе церкви. Одному из епископов-«лавровцев» это показалось настолько странным, что он силой забрал митрополита из скита и отвез на психиатрическое освидетельствование. Владыка был признан вменяемым, а его похитителя Лавровский синод на время запретил в служении. Правда, потом простил и повысил. В итоге появились РПЦЗ (Л), в которой осталось большинство паствы, и РПЦЗ (В).

В том же году РПЦ прославила царственных мучеников и приняла Социальную доктрину, которая осудила «теорию ветвей» и запретила совместное служение с инославными, а также признала ошибочность Декларации. Мало того, теперь РПЦ обязана призывать паству к гражданскому неповиновению, если требования власть идут вразрез с христианскими нормами. Вскоре из Москвы стали интересоваться, не пора ли помириться.

«Я помню, в конце 2002 года меня пригласили в российское консульство и спросили: что нужно, чтобы церкви воссоединились, - вспоминает атаман Общеказачьего союза Сан-Франциско Никита Бьюик (его родители сменили фамилию, когда перебрались из Шанхая в Калифорнию, - не хотели, чтобы там знали об их происхождении). - Я сказал: нужно вызвать Александра III, чтобы он запер обоих предстоятелей в комнате и не выпускал их оттуда, пока не решат. А через некоторое время была встреча в Нью-Йорке».

Фото: Александр КулешовКак рассказывает отец Петр Перекрестов, в 2003 г. архимандрит Тихон, который обручал Орловых, спросил владыку Лавра, готов ли он встретиться с президентом; тот согласился. Во время разговора в российском консульстве Путин передал митрополиту приглашение патриарха и присовокупил свое собственное, заметив, что «Кремль - это не только средоточие власти, но и центр духовной жизни».

Потом делегация РПЦЗ (Л) съездила в Россию. «Я понял, что народ признает и любит своего патриарха», - делится впечатлениями отец Петр. «Они смотрят на происходящее в России сквозь розовые очки, они не видят, что современная Московская патриархия все такая же, ничего не изменилось, - машина по исполнению треб», - сердится настоятель Общины Новомученицы Елизаветы РПЦЗ (Л) в Петербурге отец Владимир Савицкий и грозит уйти с епископами-бунтовщиками. Уйдет процентов 20, признает отец Петр, но те, у кого есть каноническое сознание, вернутся. Короче, снять розовые очки у зарубежных иерархов их последователям-реалистам в России не удалось. Вскоре начались переговоры о каноническом общении.

Собственно на уровне приходов это общение началось уже давно, говорит Анна Голубева. Она крестилась 20 лет назад в храме патриархии, потом переехала в Копенгаген и стала ходить в церковь там, ничего не зная о разделении. «Акафист Иоанну Шанхайскому (святому, канонизированному РПЦЗ) я спокойно покупала в Москве и возила в Данию, где его было не найти, - рассказывает Голубева. - Я знаю пределы Московской патриархии, которые были освящены в честь святых РПЦЗ».

Но в результате переговоров дело пошло дальше общения: с четверга патриарх будет утверждать избрание митрополитов РПЦЗ, священники-«зарубежники» смогут апеллировать к нему, если их не устроит решение архиерейского синода, окончательное решение об открытии приходов - тоже за Москвой. Переговорщик от патриархии протоиерей Николай Балашов успокаивает: «Пункты, в которых говорится о превосходящих полномочиях патриарха, имеют символический характер».

Фото: Александр КулешовМногим зарубежным прихожанам не очень понятно, к чему этот символизм, если можно обойтись и без него. «Мы патриоты и очень хотим духовного общения, но не материального, - тревожится 102-летний ветеран власовской армии Владимир Владимирович Шостак, живущий в Буэнос-Айресе. - Мы не хотим, чтобы патриархия отобрала у нас храмы, которые мы строили на свои деньги».

Отобрать храмы у диаспоры в любом случае будет нелегко. Дело в том, что в основном они в собственности приходов (их в РПЦЗ примерно 250), а не всей церкви, и если священник со своей паствой решит выйти из подчинения, он выйдет вместе с недвижимостью. «Надо было постепенно заменять епископов, выстраивать вертикаль власти, и РПЦЗ подчинилась бы патриархии без потерь», - иронизирует отец Михаил Ардов из РПАЦ.

Но все же главное для несогласных зарубежников - не недвижимость, а поведение патриархии. Экуменизм запретили, но из Всемирного совета церквей не вышли, Декларацию отменили, но за сотрудничество с безбожниками не покаялись ни патриарх, ни митрополиты. «Преждевременно», - подводит черту Петр Николаевич Колтыпин-Валловской. Сам он встречался с Алексием IIв 1995 г., когда возглавлял зарубежную комиссию по делу об убийстве царской семьи. Тогда обе церкви согласились, что госкомиссия, определявшая принадлежность останков, неправа. На вопрос, как он поздоровался с первоиерархом РПЦ, отвечает просто: «Я, конечно, подходил у него к благословению. Это же тогда была встреча с как бы обычным духовенством, а я у всех духовных лиц по традиции православной церкви беру благословение».

ТУДА И ОБРАТНО

Хроника раздела и слияния русских церквей

1918 – Патриарх Московский и всея России Тихон предал анафеме «творящих беззаконие и гонителей веры и Церкви Православной»

1920 –патриарх Тихон издал указ №362, предписывающий архиереям, потерявшим связь с высшим церковным управлением, объединяться и организовывать собственное руководство. В том же году 34 епископа русской церкви учредили в Константинополе Высшее церковное управление за границей

1922 – патриарх Тихон под давлением властей постановил упразднить ВЦУЗ и тут же был арестован. Зарубежные архиереи выполнили это постановление, но сразу учредили Временный архиерейский синод Русской заграничной церкви. Запрещать его патриарх Тихон отказался. В 1923 г. он был выпущен из тюрьмы

1924 – в Сремских Карловцах (Югославия) учреждена Русская православная церковь за границей

1925 – в «Известиях» опубликовано «Воззвание патриарха Тихона» с осуждением всякого сопротивления власти и отречением от «карловчан». Вскоре патриарх Тихон скончался, возможно, в результате отравления

1927 – митрополит Сергий издал свое «Послание пастырям и пастве», известное как «Декларация», потребовав от всей Русской православной церкви полной лояльности советскому правительству. В ответ Заграничная церковь отказалась подчиняться московской церковной власти

1934 – Сергиевский синод запретил духовенство Заграничной церкви в служении

1943 – митрополит Сергий избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1944 г. РПЦЗ признала это избрание неканоническим, прекратив общение со структурами Московского патриархата

1988 – Московская патриархия канонизировала новомучеников российских, пострадавших при советской власти

2000 – Московская патриархия канонизировала царственных мучеников, признала ошибочными Декларацию митрополита Сергия и экуменическую «теорию ветвей»

2006 – Всезарубежный собор РПЦЗ признал желательным восстановление канонического общения с Московским патриархатом

Опубликовано

«Кремль - это не только средоточие власти, но и центр духовной жизни»

Сравните эту установку Тихона с прозвучавшим вчера по телевизору выступлением уже цитровавшегося мною митр. Кирилла про первичность «духовного базиса» (церкви) и преходящесть «политической надстройки» (светской власти). Как я уже говорил здесь, Кирилл – умный мужик, но это его нео-никонианство в России (особенно – в современной России) представляется совершенно бесперспективным… Нашим вождям (начиная с племенных) всегда было свойственно ощущать себя именно «центром духовной жизни», а не какой-то там суетной надстройкой, которая уж никак не в состоянии обойтись без «духовного» сословия.

Так что идеология Тихона ИМХО более конкурентоспособна. И он, кстати, как и можно понять из статьи, был истинным инициатором «объединения», лавры которого почему-то достались Кириллу (или мне так кажется?).

У статьи два недостатка – уже немного устарела в виду событий в «останках» РПЦЗ и объем ее явно недостаточен для охвата темы в целом, что пытаются сделать авторы.

2 Андрей Стягов: у меня не было желания писать столь очевидные вещи отдельным постом но к слову замечу, что вероисповедание любого человека, в т.ч. и градоначальника – это его личное дело, а расовая принадлежность служителей той или иной конфесии не может быть поставлена в вину ни им ни их конфессиям. Не надо таких наездов. Что касается нашего градоначальника, то, поверьте, для антипиара харизматов ему за время его градоначалия удалось сделать больше, чем всем нам вместе взятым :D



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
×
×
  • Создать...