Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
Опубликовано
http://www.narcom.ru/publ/info/849

Происходящие в нашей стране социально-экономические пре­образования не могли не сказаться на культуральном патоморфозе психических заболеваний. С одной стороны, мы являемся свидете­лями религиозно-духовного возрождения, характеризующегося строительством храмов, изданием духовной литературы, развитием различных форм душепопечительства. С другой стороны, мы на­блюдаем массовое индуцирование, нередко с помощью СМИ, ма­гических взглядов, присущих средневековью. Появилось явление, обозначенное нами как религиозно-магический дрейф,когда фор­мальное приобщение к христианской церкви сочетается с посеще­нием различных сект, магов, экстрасенсов, обучением в группах оккультного толка.

Опубликовано

http://www.booksmed....ashkovskij.html

Уважаемые форумчане, что вы об этом думаете?

Вроде вполне приличная, полезная книга.
Опубликовано

ПАШКОВСКИЙ Владимир Эдуардович, защитил докторскую в 2011 году, доктор медицинских наук. Член Российской Академии Естествознания. Доцент кафедры психиатрии Санкт-Петербургской медицинской академии постдипломного образования

Преподает: Вопросы общей психопатологии, детской психиатрии

Тема докторской: Религиозно-архаический бредовой комплекс (психопатология, нозологическая принадлежность, терапевтическая динамика)

Интервью (2008 г.) - оппонирует Чумаку: http://www.5-tv.ru/video/502947/

Пашковский Владимир Эдуардович: Аллан Владимирович, я вас не только глубоко уважаю, хоть вы меня и называете кандидатом в лженауку, но и очень люблю. Моя соседка, когда узнала, что я встречаюсь с вами, схватила пятилитровую бутыль от молдавского вермута и сказала: «Я тебе заплачу, попроси Аллана Владимировича, чтобы он мне зарядил». Но я вам предлагаю другое, я глубоко убежден, что, если мы с вами возьмем воду где-нибудь из хорошего болота, она будет фосфорицировать, и вы скажете по телевизору или в аудитории, что эта вода заряжена сверхкосмическими лучами, и посмотрим с вами результаты, если мы это сделаем. Я никому не скажу, но я уверен, что излечившихся будет столько же, сколько от всех этих заряжений. Я это говорю потому, что вы обладаете колоссальной способностью внушать.

Книга скорее всего написана на базе докторской работы.

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор

Софронов Александр Генрихович

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук профессор Нечипоренко Валерий Владимирович

доктор медицинских наук профессор Менделевич Владимир Давыдович

доктор медицинских наук профессор Ерышев Олег Федорович

Ведущая организация: ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России.

Защита диссертации состоится «_______»___________________2011г., в ______час.

на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 215.002.04 в ФГВОУ ВПО «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» МО РФ (194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6)

Изучение религиозного бреда в рамках нозологических единиц, в частности шизофрении, касалось:

1) влияния семейного положения и образования на формирование фабулы (Rudaleviciene P., et.al. 2008),

2) корреляций между религиозным бредом и тяжестью психоза (Siddle R.,et.al., 2002),

3) воздействия религиозного фактора, как на формирование содержания психопатологических феноменов, так и на облегчение проявлений болезни (Aukst-Margetić B., Jakovljević M.,2008).

Основным недостатком этих работ являлось то, что в них говорилось о шизофрении вообще – без последовательного и систематического изучения религиозно-архаического бреда в рамках единиц шизофренического спектра, соответствующих кодам МКБ-10.

Цель исследования. Разработка клинической типологии религиозно-архаического бредового комплекса путем определения основных его разновидностей, их клинических вариантов, синдромальной и нозологической принадлежности и уточнения терапевтической динамики.

Задачи исследования.

1. Выявить особенности психопатологической симптоматики, сопутствующей религиозно-архаическому бредовому комплексу.

2. Изучить структуру идеаторного компонента религиозно-архаического бредового комплекса.

3. Определить влияние исторической ситуации на тематику религиозно-архаического бредового комплекса.

4. Выявить специфику бредового поведения при различных типах религиозно-архаического бредового комплекса.

5. Определить тропность разновидностей религиозно-архаического бредового комплекса к определенным нозологическим единицам.

6. Выявить особенности терапевтической динамики религиозно-архаического бредового комплекса.

Научная новизна исследования. Новизна данной работы определяется тем, что больные исследовались в уникальный период отечественной истории, когда с одной стороны, после длительного перерыва наблюдается религиозно – духовное возрождение, с другой – внедрение в массовое сознание, нередко с помощью лидеров тоталитарных сект, магических взглядов, присущих средневековью. На этом фоне получены новые научные данные. Разработана типология РАБК, включающая бред мистический, мессианства, реформаторства, греховности, колдовства и одержимости. Выявлена психопатологическая закономерность сочетания бредовых идей внутри РАБК, показано, что при нем к традиционной религиозной тематике присоединяются содержания, включающие эзотерический компонент. Установлена зависимость содержания бреда от доминирующих в определенный период общественных взглядов. Определено, что непосредственное переживание сверхъестественного, выраженное в идеях величия и преследования придает этому переживанию экстремальный характер и особым образом генерирует бредовую активность, представляющую высокую социальную опасность. Установлено сродство разновидностей религиозно-архаического бредового комплекса к определенным нозологическим единицам. Показано, что бред мистический, мессианства и одержимости преимущественно встречаются в психотических состояниях, характеризующихся остротой, полиморфизмом и изменчивостью психопатологических проявлений. Эти разновидности бреда нозологически предпочтительны для острых эндогенных и экзогенных психозов, а бред колдовства наиболее характерен для состояний с меньшей остротой и большей стабильностью психопатологической симптоматики в рамках параноидной шизофрении с непрерывным течением. Выявлены особенности дезактуализации РАБК в ходе психофармакотерапии. Установлено, что устойчивость сформировавшихся в преморбиде оккультных представлений, существенно снижает критические возможности пациентов и требует построения адекватных лечебно-реабилитационных программ. Работа, выполненная в таком аспекте, не имеет прямых аналогов в отечественной и зарубежной литературе.

Практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость работы состоит в целостном подходе к описанию РАБК и выделении его разновидностей. Полученные данные способствуют решению сложных дифференциально-диагностических задач, возникающих при клинической квалификации РАБК при различных психических расстройствах. Выделенные типологические варианты мистического бреда, бреда мессианства, греховности, колдовства и одержимости позволяют более дифференцированно подходить к оценке статуса больных и болезненного процесса в целом. Результаты исследования способствуют оптимизации оценки и обоснования прогноза специфических форм бредового поведения у больных с РАБК.

Установленные методом контент-анализа особенности содержания бреда способствуют быстрой ориентировке в оценке медицинских особенностей и возможных социальных последствий. Данные о терапевтической динамике РАБК позволяют определить в исходной клинической картине признаки, которые могут служить критериями для прогнозирования наиболее вероятной формы регресса и дезактуализации бреда, а, следовательно, способствовать построению соответствующих реабилитационных программ.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Религиозно-архаический бредовой комплекс является гетерогенным психопатологическим образованием, включающим религиозный и архаический бред. Разновидностями первого являются: мистический, мессианства, реформаторства, греховности, второго – бред колдовства и бред одержимости.

2. Религиозно-архаическая фабула, не отражает специфику нозологических единиц, синдромов, симптомов, но связана с ними опосредованно. Клинические различия между разновидностями религиозно-архаического бреда (мистическим, бредом мессианства и т. д.) определяются различиями в механизмах бредообразования, предпочтительностью (аффинитетом) к определенным синдромам и нозологическим единицам.

3. Видоизменение религиозного компонента в течении бредового психоза идет от нормального религиозного опыта к его хаотичному преобразованию, проявляющегося на перцептивном, мыслительном и поведенческом уровнях с включением несочетаемых и разнородных мистических и оккультных представлений.

4. На формирование семантических структур религиозно-архаического бредового комплекса оказывают влияние доминирующие в определенный период взгляды и воззрения. В периоды длительной дискредитации и возрождения традиционной религии имеются существенные различия в бредовом фабулировании.

5. Бредовое поведение больных с религиозно-архаическим бредом характеризуется широким спектром проявлений – от неупорядоченного дрейфа в сторону неоднородных парарелигиозных и оккультных сообществ в инициальном периоде бредового психоза до грубых брутальных форм (физическая агрессия, гомицидные и суицидальные акты).

6. Терапевтический регресс религиозно-архаического бредового комплекса определяется многими факторами, среди которых основными являются нозологическая принадлежность, структура ведущего синдрома, возраст заболевания, количество приступов (обострений). При религиозном бреде, в отличие от архаического, дезактуализация с этапами сужения фабулы, двойной ориентировки, сдвига от фантастических к обыденным представлениям, выявляются на более ранних сроках лечения. Имеющиеся в преморбиде оккультные представления существенно снижают критические возможности больных и способствуют удлинению терапевтического регресса.

Внедрение результатов исследования. Основные положения работы изложены в руководстве для врачей «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями», включены в программы дополнительного профессионального образования в ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Материалы исследования включены в лекции на циклах общего и тематического усовершенствования, в т.ч. и на сертификационных циклах. Результаты исследования внедрены в практику работы городской 3-ей психиатрической больницы им. И.И. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербурга, городской психиатрической больницы №6 (стационар с диспансером) г. Санкт-Петербурга, психоневрологического диспансера № 1 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга и психоневрологического диспансера № 2 Выборгского и Калининского районов г. Санкт-Петербурга. В практической деятельности используются рекомендации по диагностике, ведению и прогнозу бредового поведения больных с РАБК.

Апробация результатов работы. Полученные данные докладывались на заседаниях первого национального конгресса по социальной психиатрии «Психическое здоровье и безопасность в обществе» /Москва, 2004/, второго национального конгресса по социальной психиатрии «Социальные преобразования и психическое здоровье» / Москва, 2006/, 12 конгресса Европейской ассоциации психиатров (AEP) /Женева, 2004/, 15 конгресса всемирной ассоциации динамической психиатрии (WADP) /Санкт-Петербург, 2007/, международных конференций и всероссийских конференций с международным участием: «Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе /Санкт-Петербург, 2001/, «Актуальные проблемы современной неврологии, психиатрии и нейрохирургии» /Санкт-Петербург, 2003/, «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной медицины /Санкт-Петербург, 2005/, «Актуальные проблемы психиатрии и неврологии /Санкт-Петербург, 2007/, научно-практических конференциях: «II Клинические павловские чтения» /Санкт-Петербург, 2001/, X Клинические павловские чтения /Санкт-Петербург, 2006/, юбилейной научной сессии НИПИ им. Бехтерева «Психоневрология в современном мире» /Санкт-Петербург, 2007/, юбилейной конференции, посвященной 90-летию кафедры психиатрии СПбМАПО «Психиатрия и наркология в XXI веке» /Санкт-Петербург, 2008/, международном симпозиуме «Психиатрия и религиозный опыт» /Авила, Испания, 2010/. Работа прошла апробацию на заседании проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» СПбМАПО.

Публикации результатов работы. Всего по теме диссертации опубликовано 29 научных работ. В их число входят рецензированные работы: статьи в журналах, выделенных ВАК для материалов докторских диссертаций (11 работ), руководство для врачей «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями».

Опубликовано

Настоящее исследование выполнено на кафедре психиатрии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Отбор больных проводился в 3-ей психиатрической больнице им. И.И. Скворцова-Степанова и в Федеральной психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением г. Санкт-Петербурга.

Сплошным методом проанализировано 5187 историй болезни: 3248 больных, поступивших в стационар в 1995-2005 г.г., и 1939 больных, поступивших в 1970-1975 г.г.

Из них для дальнейшего исследования было отобрано 1136 (1995-2005 г.г.) и 484 (1970-1975 г.г.) историй, где в описаниях высказываний больных упоминались, выбранные нами из Частотного словаря русского языка (1977) и эзотерического словаря (Эзотерика, 2001), ключевые слова: «астрал», «библия», «бог», «бес», «бесовщина», «биоэнергетика», «богородица (дева Мария)», «дьявол», «инопланетяне», «карма», «колдовство», «космос», «порча», «сатана», «сглаз», «церковь», «черт», «экстрасенс».

Оказалось, что в массиве 1995-2005 г.г., в 828 (72,9%) наблюдениях упоминание религиозной лексики носило нейтральный характер и не отражало бредовых переживаний. В массиве 1970-1975 г.г. таких историй было 370 (76,4%).

Из пациентов, лечившихся в 1998 – 2008 г.г., и обследованных непосредственно нами, была сформирована когорта из 300 наблюдений. Кроме того, были изучены две архивные выборки. Первая состояла из 318 историй болезни за 1995-2005 г.г., вторая – из 114 историй за 1970-1974 г.г. Во всех наблюдениях выявлялись соответствующие общепринятым определениям (Блейхер В.М., Крук И.В., 1996) разновидности религиозно-архаического бредового комплекса.

Опубликовано

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Предиктором начинающегося психоза является появляющееся на фоне эмоциональной неустойчивости изменение религиозной активности по сравнению с прошлым опытом, которое выражается в неупорядоченных посещениях как традиционной церкви, так и биоэнергетических и экстрасенсорных сообществ, участии в массовых оздоровительных мероприятиях оккультного толка, чтении эзотерической литературы. Поэтому в диагностическом процессе следует обращать внимание на эти изменения.

2. При дифференциально-диагностической оценке фабул, образующих религиозно-архаический бредовой комплекс, становится невозможным использование таких общепризнанных признаков бреда как несоответствие субъективных убеждений больного реальным фактам, отсутствие логики и т.д. Учитывая то, что религиозно-архаический бред является эпифеноменом, в диагностической практике следует, прежде всего, обращать внимание на сопутствующую психопатологическую симптоматику, синдромокинез и синдромотаксис.

3. При работе с больными с религиозным опытом не следует разубеждать их в их вере. Учитывая то, что речь больных насыщена метафорами и символами, следует с осторожностью относиться к высказываниям о «слышании голоса бога» и «руководстве святым духом», которые могут не иметь отношения к религиозному бреду.

4. При работе с больными с психозами с религиозной фабулой бреда требуется особо корректное к ним отношение со стороны врачей и медперсонала. В состоянии ремиссии целесообразно сочетание пастырской и врачебной помощи при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

5. Выделение комплекса признаков, обусловливающих специфические формы бредового поведения больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом, способствует быстрой ориентировке в оценке медицинских особенностей и возможных социальных последствий. Так, наиболее вероятным прогностическим признаком гомицидного поведения являются состояния, характеризующиеся экстатически тревожным аффектом, фабулой особой миссии борьбы со злом, убеждением о способности дьявола принимать физический облик других людей в сочетании с императивными галлюцинозом и психическими автоматизмами.

6. Данные о терапевтической динамике РАБК позволяют определить в исходной клинической картине признаки, которые могут служить критериями для прогнозирования наиболее вероятной формы регресса и дезактуализации бреда, а, следовательно, способствовать оптимизации лечебного процесса.

7. При проведении лечебных мероприятий следует учитывать, что критические возможности больных с психозами с религиозной фабулой бреда восстанавливаются медленно, поскольку для них характерно объяснение болезненных симптомов сверхъестественными возможностями потусторонних сил.

8. Эффективности лечебного процесса способствует устранение страха, раздражительности, тревоги, нарушений сна, аффективно насыщенных переживаний непосредственного контакта со сверхъестественным. Необходимо разъяснять особенности действия препаратов и использование положительные эффекты терапии для улучшения взаимодействия врача и больного.

9. Необходимо учитывать, что побочная нейролептическая симптоматика интерпретируется как проявления колдовства, порчи, одержимости. Поэтому для таких больных предпочтительны атипичные нейролептики с минимальными нейролептическими осложнениями.

Я кажется понял пару диагнозов особо ярых участников проекта. ;)

Список публикаций по теме диссертации

1. Пашковский В.Э., О психозах с религиозным бредом, манифестировавших в инволюционном периоде у женщин // Актуальные проблемы гериартрии. Сборник научных трудов. – СПб.: МАПО, 2001. – C. 186-187. (Соавт.: Дехерт В.А, Помазкин Н.А.)

2. Пашковский В.Э. Особенности соматических расстройств, возникших под воздействием культовой травмы // II Клинические павловские чтения: Сборник работ. – СПб.: Петрополис, 2001 – Вып.2. – С.36-37

3. Пашковский В.Э. Об острых бредовых состояниях, ассоциированных с культовой травмой. // Актуальные проблемы клинической и экстремальной психиатрии. Юбилейная научная конференция посвященная 60-летию проф. В.В.Нечипоренко. – СПб.: ВМА, 2001. – С.90-93

4. Пашковский В.Э., О структуре поведенческих и психических расстройств у молодых людей, вовлеченных в нетрадиционные культовые образования. //Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе. Сборник тезисов научной конференции с международным участием 16-17 октября 2001г. – СПб.: НИПИ им. Бехтерева, 2001.– С. 89. (Соавт.: Бондарев Н.В., Рычкова В.А.)

5. Пашковский В.Э. О религиозных переживаниях в структуре депрессивных психозов.// III Клинические павловские чтения. Сборник работ. – СПб.: Человек, 2001. – Вып.3. – С.44-46

6. Пашковский В.Э., Острые психотические состояния с религиозно-мистической симптоматикой // Скорая медицинская помощь. – 2002. – Т.3. – №4.– С. 50-57. (Соавт.: Шепелевич В.В.)

7. О реактивных шизоаффективно-подобных психозах, обусловленных культовой травмой //Актуальные проблемы современной неврологии, психиатрии и нейрохирургии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 ноября. – СПб.: ВМА, 2003. – С.120-121

8. Zislin J., Egorov A., Pashkovsky V.E., Labok B., Burda A., Frolov B. Religious psychoses in Russia and Israel. Transcultural analusis. //Abstract Book 12th AEP congress, Geneva, 14-18 April, 2004 // European psychiatry. – 2004- Vol.19. – Supp l.- P.144

9. Пашковский В.Э. Суицидальные действия при религиозных психозах // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы первого национального конгресса по социальной психиатрии 2-3 декабря 2004г. - М.: ГЕОС, 2004 – С.93-94

10. Пашковский В.Э. Клинические аспекты бреда колдовства // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2005. – Т.105. – №3. – С. 7-11

11. Пашковский В.Э., Религиозно-мистические состояния как психиатрическая проблема // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – Т.15.– Вып.1. – С.81-88 (Соавт.: Зислин И.М.)

12. Пашковский В.Э. К психопатологии религиозно-мистических состояний. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Актуальные проблемы клинической, социальной и военной медицины. Материалы конференции 16-17 июня 2005.– СПб.: ВМА, 2005. – С.145-146

13. Пашковский В.Э. Клинические особенности депрессий с религиозной фабулой бреда // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №6. – С. 23-26

14. Пашковский В.Э. Симптомокомплекс одержимости при истерии и шизофренических психозах // X Клинические павловские чтения: Сб. работ. – СПб.: ГПТЦ, 2006. – Вып.10. – С.44-47

15. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический фактор в клинических проявлениях истерии. // X Клинические павловские чтения: Сб. работ. – СПб.: ГПТЦ, 2006. – Вып.10. – С.47-50

16. Пашковский В.Э. Монография: Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. Краткое руководство для врачей. – СПб.: Издательский дом МАПО, 2006. – 143с.

17. Пашковский В.Э. Клинические особенности бреда мессианства при психических расстройствах шизофренического спектра // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2006. – Т .106. – №4. – С.15-20

18. Пашковский В.Э. Клинические и социальные аспекты религиозно-архаического бредового комплекса. // Социальные преобразования и психическое здоровье. Второй национальный конгресс по социальной психиатрии. Научные материалы. Москва, 29-30 ноября 2006г.– М.: ГЕОС, 2006.– С. 53

19. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс в различных исторических ситуациях // Психоневрология в современном мире. Материалы юбилейной научной сессии 14-18 мая 2007г. /Под ред. Проф. Незнанова Н.Г.; ФГУ «СПб НИППИ им. Бехтерева Росздрава». – СПб.: Человек и здоровье», 2007.– С.70

20. Pashkovsky V.E. The problem of norm and pathology in religious experience // Psychonevrology In The Modern World. Materials. 15th World Congress of the World Assotiation for dynamic Psychiatry (WADP). May 14-18, 2007 / prof. Neznamov N.G.; FSI “SPb PRI n.a. Bechterev”.– SPb.: People and Health, 2007. – P.43

21. Пашковский В.Э. Социально-значимые расстройства поведения у больных с религиозно-архаическим бредом //Актуальные проблемы психиатрии и неврологии. Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием: материалы. – СПб.: Человек и здоровье – 2007.– С.20 -21

22. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс и его терапевтическая динамика при шизофрении // Психическое здоровье – 2008 -№1 – С. 51-57 (Соавт.: Бочаров А.В.)

23. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс (исторические аспекты)// Психиатрия и наркология в XXI веке. Сборник научных статей под ред. А.Г.Софронова и А.Ю.Егорова.– СПб.: Артиком плюс, 2008 – С.159-166 (Соавт.: Бочаров А.В.)

24. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс в структуре алкогольных психозов и шизофрении, отягощенной алкоголизмом ) // Психиатрия и наркология в XXI веке. Сборник научных статей под ред. А.Г.Софронова и А.Ю.Егорова.– СПб.: Артиком плюс, 2008 – С.159-166 (Соавт.: Софронов А.Г.)

25. Пашковский В.Э. Клинические варианты бреда одержимости // Обозрение психиатрии и медицинской психологии – 2008– №4 – C. 27-30

26. Пашковский В.Э. Клинические особенности мистического бреда // Обозрение психиатрии и медицинской психологии – 2009– №2 – C. 49-53

27. Пашковский В.Э. Особенности бредового поведения у больных с религиозно-архаическим бредовым комплексом // Российский психиатрический журнал – 2009 – №3– С.43-49

28. Пашковский В.Э. Психопатологические аспекты религиозно – архаического бреда // Психическое здоровье – 2010 -№7 – С. 77-84

29. Пашковский В.Э. Алкогольные психозы с религиозно-архаическим бредом // Наркология – 2010.– №7. – С. 91-96

Опубликовано

Итого: книга точно норм! ;)

Опубликовано

Осталось только автору отбить "экспертам" земные поклоны и проштемпелевать "sektam.net невозражамс!" каждую страницу.

Что, в самом деле, значит какой-то там доктор наук по сравнению с местными авторитетами? Пацан..

Опубликовано

Честно говоря, я просто в ужасе(прочитав книгу), что в наших храмах есть такие люди.

Кто-то делил целителей на 2 категории: мошейники и люди душевно больные.

Кто из них опаснее?

Допустим, что существуют и люди обладающие сверхестественными способностями, например, один из 100 объявляющих себя таковыми.

Сам Пашковский считает, что существуют люди умеющие убеждать и внушать.

Очевидно, что скорее человек внушит что-то если он сам в этом убежден.

Индуцирование бреда. Как правильно говорится, нужно страдающих этим разделить, тогда быстро выяснится, кто был индуктором, так как остальных можно переубедить.

Опубликовано

Кто-то делил целителей на 2 категории: мошейники и люди душевно больные.

Кто из них опаснее?

Эксперты ;-) :D

Допустим, что существуют и люди обладающие сверхестественными способностями, например, один из 100 объявляющих себя таковыми.

Сам Пашковский считает, что существуют люди умеющие убеждать и внушать.

Очевидно, что скорее человек внушит что-то если он сам в этом убежден.

Вы считаете умение убеждать и внушать сверхъестественным? Почему?

И - человек скорее внушит что-то, если он умеет внушать. Излишняя убежденность может даже повредить.

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
×
×
  • Создать...