Книжный червь

"Дзогчен-община" Намкая Норбу Ринпоче - буддийская секта?

12 сообщений в этой теме

 

Доброго времени суток, друзья!
Хочу обратить Ваше внимание на религиозную организацию, деятельность которой у меня вызывает вопросы и, на мой взгляд, вполне заслуживает обсуждения на этом форуме. Речь идёт о Дзогчен-общине тибетского ламы Намкая Норбу Ринпоче. Я лично несколько лет принимал участие в её деятельности и, поскольку в ней продолжают участвовать некоторые из моих друзей, весьма заинтересован в том, чтобы способствовать их извлечению оттуда, а также в том, чтобы люди имели о ней не только рекламную информацию, которой достаточно много в Интернете, но и критические отзывы.
Головной центр организации находится в Италии, официальный сайт русскоязычной Дзогчен-общины  http://kunsangar.org/

Несмотря на то, что формально Дзогчен-община, кажется, не в полной мере отвечает классическому определению тоталитарной секты (к примеру, по личному опыту, имеется свобода выхода), в её деятельности есть ряд странностей, приближающих данную организацию к числу сект.
В частности, её последователи убеждены в том, что, усердно практикуя «высочайшее учение Дзогчен», смогут в момент смерти не умереть, а превратиться в радугу, то есть, как они это называют, «реализовать радужное тело». Полагаю, что подобное представление по понятным причинам является заблуждением, а значит, их надеждам не суждено сбыться.
Пропаганда реализуется через сайты в Интернете, регулярно проводятся интернет-трансляции учений Намкая Норбу, которые делятся на «открытые» (общедоступные) и «закрытые» (только для членов Дзогчен-общины). В рамках общины функционируют также Институт Шанг-Шунг и система «Санти-Маха Сангхи» (сами последователи сокращённо называют её СМС), предполагающая систему уровней, для перехода на следующий из которых сдаётся экзамен и необходимо выполнение определённых ритуалов, начитывание мантр. Религиозная практика включает в себя инициацию (так называемую «прямую передачу» или «прямое введение в природу ума»), пение мантр и песнопений, выполнение практик йоги, участие в платных семинарах (ретритах). Имеются членские взносы. Изоляция от общества не характерна, хотя присутствие во время совместных ритуалов посторонних и рассматривается как нежелательное. Вегетарианство не практикуется.

Наличествует культ гуру, к числу известных скандалов относится конфликт с тибетским доктором Нида (по-видимому, имевший финансовую подоплёку), после которого членам общины было запрещено покупать и читать его книги. Сын гуру, Еши Намкай, провозглашён тибетским перерождением, известен тем, что при живой жене и детях имеет русскую любовницу. Слухи о супружеской неверности самого Намкая Норбу не доказаны.
Отзыв бывшего адепта можно почитать по ссылке:

http://stopdzogchen.narod.ru/stop_dzogchen.html (копия для тех, кто не хочет смотреть рекламу, или если с сайтом что-нибудь случится, в приложении).
Интересно было бы услышать мнение экспертов об этой организации, а также советы по поводу того, каким образом можно было бы вытащить из неё друзей, если это вообще возможно.
 

Размышления религиозного путешественника.docx

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что у них за деления на цветовые сектора? Аналог цветных бригад в Новом Акрополе?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, да, это такое разделение управления на финансовую, «проектную» и идеологическую часть.
«Желтый ганчи, связанный с измерением тела, занимается экономическим управлением, красный, связанный с измерением речи или энергии, — деятельностью и проектами, направленными на поддержание и развитие центра, синий ганчи (связанный с измерением ума) — деятельностью, связанной с культурой и практикой». http://kunsangar.org/ru/community/
В отличие от акропольцев, униформы у них точно нет  (во всяком случае, я никогда не видел), но есть символ, который они используют в книгоиздании – круг с жёлтым, красным и синим и так называемая мандала Дзогчен-общины (файл в приложении). Поскольку я занимался только местной, весьма небольшой провинциальной ячейкой, у которой проектов было не так много, то что там происходит на самом верху, мне слабо известно. Знаю, что во время выборов ганчи Московской Дзогчен-общины была своеобразная «политическая борьба»: кто-то взломал почтовый ящик одного из кандидатов, нашёл там эротический компромат и под псевдонимом «Майя Сансара» разослал его по е-мэйлам всех местных отделений.
Несколько лет назад был инцидент с недовольством местных жителей Павлова Посада, где находится центр Дзогчен-общины Кунсангар, возмущённых тем, что адепты позволяли себе купаться в речке в чём мать родила. После того, как им за это было  сделано внушение, они, насколько мне известно, стали вести себя скромнее.
Был также инцидент с самоубийством одного из членов Дзогчен-общины, не отличавшегося психической уравновешенностью. Был ли он психически неадекватен изначально или стал таковым в результате усердной практики тибетского буддизма (его видели не только на ретритах Дзогчен-общины, но и на других буддийских семинарах, не связанных с ней), я не знаю. Во всяком случае, в предсмертной записке он написал, что он нарушил самаю, и его ждут ваджрные ады. Как звали этого человека, я сейчас уже не вспомню, но помню, что у его друга, выражавшего угрозы отомстить за его смерть, была фамилия Рыжов.
Фактически руководят всей общиной Намкай Норбу и Еши Намкай, две ключевые и несменяемые фигуры. Сейчас я вспоминаю один случай, когда инструктор Дзогчен-общины (может быть, Джим Велби, но не факт, что именно он) был понижен на один уровень Санти-Маха Сангхи. Насколько распространённой является такая практика и с чем было связано это дисциплинарное наказание, мне неизвестно.
 

MANDALAtrasparent.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Я не сталкивался с ними и впервые услышал от Вас. Хотя у них даже ячейка в Самаре есть. С другой стороны азиатские культы не моя любимая тема.

Спрошу парочку религиоведов, может они слышали.

По Вашим словам это напоминает авторитарную группу на 1000 человек максимум, которые обеспечивают бытие двух культовых гуру. Они как заехали в РФ? Не через США? Просто если через США, то их можно к Нью-Эйджу отнести, а если напрямую к нам, то может быть они относятся к псевдо-ориенталистским движениям. 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В РФ они появились в 1992 году, из Италии, надо полагать. Пытаясь найти в Интернете информацию об их численности, наткнулся на статью  Е. А. Островской «Буддийские мирские общины Санкт-Петербурга» (М.: Социологические исследования, No1, 1999). Целиком статья доступна по ссылке: http://ecsocman.hse.ru/data/626/135/1231/014_ostrovskaya.pdf

Приведу несколько цитат:

 

Цитата

Традиционные тибетские ламы-наставники и в прошлом, и в настоящее время ведут религиозную деятельность (проповеди, руководство ритуальными практиками, инициирование) только на правах духовных лиц, включенных в школьную монашескую иерархию и имеющих определенный круг установленных конкретной традицией полномочий. Для легитимации подобного статуса отнюдь не требуется создание автобиографий и конструирование линии харизматической преемственности. В противовес этому Нидал и Норбу, как показал анализ документов, являются авторами целого ряда сочинений, главная задача которых убедить европейскую (и, в частности, российскую) аудиторию в легитимности своего учительского статуса, несмотря на непричастность к традиционной монашеской иерархии.

Цитата

Традиционно тибетские ламы не обладают полномочиями предлагать своим последователям "авторскую версию" всего буддийского вероучения, начиная от догматики и заканчивая набором ритуальных практик. В отличие от этого и Нидал, и Норбу создали собственные концепции – у Нидала это так называемый практический буддизм, у Норбу – якобы безрелигиозное "Учение Дзогчен". Они ввели собственные модификации текста первичной инициации в буддизм ("принятие прибежища"), что особенно важно в контексте культурно-антропологического исследования.

Цитата

 

 

У Норбу модифицированы все три компонента традиционной формулы – прибежище принимается "в Гуру" (т.е. в Норбу как конкретном наставнике), в Дэвах и Дакини (нефизических проявлениях персонажей буддийского пантеона)".

 

Цитата

Ритуальные практики, проводящиеся и в общине Карма-Кагью, и в Дзогчен-общине Санкт-Петербурга, по своей номенклатуре относятся к разряду тех ритуальных действий, к которым в тибетской традиции допускались лишь продвинутые адепты, освоившие предварительный курс догматического образования. В целом "авторские версии" буддизма, предложенные как Нидалом, так и Норбу, направлены на полную элиминацию идеи монашества и необходимости изучения адептами аутентичных канонических и постканонических буддийских текстов. Вместо последних члены общины Карма-Кагью и Дзогчен-общины изучают творчество своих наставников.

 

Цитата

Основной мотив обращения санкт-петербургских буддистов – это получение доступа к "эффективным", "тайным" тибетским ритуальным практикам. Как показало интервьюирование, в духовной жизни последователей и Нидала, и Норбу доминирующую роль играет личность учителя, а не основателя буддийского вероучения – Будды Шаньямуни.

 

Цитата

Специфика самоидентификации санкт-петербургских членов Дзогчен-общины состоит в том, что все они осознают себя верующими буддистами. Но, зарегистрировав свою общину в качестве общественной организации, они оказались в противоречивой ситуации: осмысляют ритуальные практики и посвящения, даваемые Норбу, именно как формы религиозной жизни, но заявленный на муниципальном уровне устав общественной организации не предполагает религиозной деятельности. Данное противоречие и привело к тому, что подлинный устав Дзогчен-общины, в котором отражена ее структура и принципы организации, учитывающие ритуальную деятельность, используется в качестве внутреннего устава, не представленного в пакете регистрационных документов. Этим объясняется также значительный элемент конспирации, присутствующий в функционировании общины.

 

Цитата

Норбу играет роль культовой фигуры для членов общины, что подчеркивается респондентами - "если ты не осуществляешь практики в указанные дни, то ты не любишь драгоценного учителя".

 

Ещё один разбор можно почитать здесь, на примере Екатеринбурга:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36421/1/m_th_e.s.kuvaeva_2015.pdf

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну Островская у нас по факту №1 по изучению определенных субкультур (в основном имеющих крупные отделения в Питере с 80-х и начала 90-х годов). У нее исследования 20-30 лет длятся (я подобных длинных исследований в РФ субкультур просто не знаю). Великолепный спец, но скорее всего "этих ребят" она зацепила в своем исследовании кришнаитов и их систем транспортировок и жилья по РФ.

Осталось найти откуда они попали в Италию :)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это-то как раз понятно: Норбу, тибетского беженца, пригласил профессор Джузеппе Туччи в качестве преподавателя монгольского и тибетской истории, если я не ошибаюсь. Я вот сейчас задумался о другом: а был ли вообще этот самый легендарный учитель Норбу - некий полуграмотный сельский тибетский доктор Чангчуб Дордже, якобы передавший ему учение Дзогчен и полномочия обучать ему? Все свидетельства о нём восходят к материалам Дзогчен-общины (то есть словам самого Намкая Норбу), а вот ездил ли кто-нибудь на Тибет и проверял ли сам факт его существования, я не знаю. Не удивлюсь, если он окажется такой же мифической фигурой, как Дон Хуан из книг Кастанеды...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А по времени этот "Тибетский товарищ" приездом в Италию не попадает в период финансирование ЦРУ "тибетского сопротивления" через Далай-ламу?

Вы в курсе рассекреченных документов и т.п. про попытку развить сопротивление в начале и середине 90-х? (из свежего была ремарка на эту тему в американском атеистическом шоу "Херня!"). Гипотетически это не может быть одним из групп влияния, которая в итоге стало самоокупаемым и т.п.? :07:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот, Вы знаете, не в курсе!!! А где об этом можно почитать?
Норбу и Далай-лама знакомы с 1953 года.

Цитата

Мы встречались с ним в Лхасе и, конечно, в Индии. Его Святейшество всегда поддерживает и помогает мне в моих исследованиях.


http://savetibet.ru/2008/09/16/namkai_norbu_rinpoche.html

На фото в приложении: "Его Святейшество Далай-лама XIV и Чогьял Намкай Норбу в 1991 году в Арчидоссо по случаю инаугурации гомпы Меригара". Источник: http://ru.melong.com/?p=2693
Я точно знаю, что Норбу под эгидой своей организации АСИА ведёт «образовательную деятельность» на Тибете, сотрудничая с китайскими властями и подчёркивая (для них, очевидно), что не занимается политикой. Но что там на самом деле, я не знаю.

ннр.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про видео: http://vk.com/video88804362_172115002 Шоу немного с матом, но это из-за политики США. Матом ругать гуру по ТВ это конституционное право на самовыражение, без мата критиковать - иски в суды. :)

Операции ЦРУ через Далай Ламу в Тибете проводились с середины 50-х до середины 70-х Документы рассекретили в конце 90-х. Далай Лама в 1998 году подтвердил получение денег на революционную борьбу и методологическую помощь. В 2012 году об этом сделали репортаж немецкие журналисты (Suddeutsche Zeitung). Вот заметки на эту тему: https://www.rt.com/news/how-cia-helped-dalai-lama-to-end-up-in-exile/ и http://www.topsecretwriters.com/2013/02/the-dalai-lama-and-the-cia/ и http://www.repubblica.it/esteri/2012/06/09/news/soldi_cia_dalai_lama-36841119/ и http://nsnbc.me/2012/07/01/a-german-newspaper-dalai-lama-connected-to-cia-and-known-of-its-support-of-tibetan-secession/ и http://www.spiegel.de/politik/ausland/dokumentation-cia-bildete-widerstandkaempfer-in-tibet-aus-a-837756.html

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти



  • Объявления

    • Solo



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      08.08.2017

      Читаем и участвуем: