Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

http://www.proza.ru/2011/02/24/1467

Что ты хочешь?

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, первая из которых – базовый курс.

На базовом курсе участникам предоставляется возможность осознать установки и ограничения, исходя из которых они строят свою жизнь, а также возможность создания и принятия новых установок, благодаря которым можно заставить жизнь «работать» на осуществление желаний.

********

Оглушительно гремит какая-то чудовищно немелодичная музыка. Команда организаторов бегает по залу, стуча по стенам и батареям, поднимая и опуская на пол ножки столов и свободных стульев, хлопая по ним папками с документами, всеми способами создавая таким образом дополнительный шум. Стук, грохот, звуки ударов и барабанные ритмы сливаются в невообразимую какофонию.

В руках у тренера микрофон и он, то повышая, то понижая голос, безостановочно повторяет в него одну единственную фразу: «Что ты хочешь?»

Напротив тебя сидит твой партнер и, тряся тебя за плечи, повторяет эти же слова вновь и вновь: «Что ты хочешь? Что ты хочешь? Что ты хочешь?» Смысловые ударения постоянно меняются, и ты слышишь рваными кусками то «Что», то «Ты», то «Хочешь»…

Твоя задача – говорить. Все, что придет в голову, без размышлений и пауз.

И ты говоришь.

Сначала о несущественном, поверхностном, потом о вещах, которые кажутся тебе более важными. Ты знаешь, что можешь говорить что угодно: в окружающем тебя шуме никто, даже сидящий напротив тебя человек, все равно ничего не слышит.

Ты говоришь и сам удивляешься произносимому. Откуда это все берется? Почему ты то возвращаешься вновь и вновь к одним и тем же желаниям, а потом вдруг меняешь их на противоположные, а потом появляются новые, те, которых совсем не ждал и о которых и не догадывался даже…

Когда ты без сил замолкаешь, думая, что высказал уже все, к твоему партнеру присоединяется кто-то из команды, – и вот они уже вдвоем, втроем трясут тебя за плечи и оглушительно орут в самые уши: «Что ты хочешь? Что?! Ты?! Хочешь?!»

Потом, когда все заканчивается, и тебя, обессиленного и опустошенного, наконец отпускают и стихает шум, тебе дают в руки микрофон и при полной тишине и внимании всех участников задают тот же самый вопрос: «Что ты хочешь?»

И ответ «Ничего» никогда не принимается.

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102241467

http://www.proza.ru/2011/01/24/1562

Нулевой момент

Лариса Баграмова

Вспоминая «ЛайфСпринг»

Веревочный курс – активный тренинг, длительностью от одного до четырех дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразования.

В качестве снаряжения для проведения Веревочного Курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе.

Также используется как один из элементов тренига личностного роста.

********

Я лезу на дерево. Редкие сучья, спиленные на растоянии ладони от ствола, и короткие вбитые в ствол дополнительные колья расположены неравномерно, и опору приходится выбирать наугад. Под пальцами мелко крошится шершавая, чуть маслянистая наощупь кора.

На мне альпинистская страховка, и каждое мое движения передается сначала вверх, по тросу, перекинутому через расположенный почти на вершине блок, а потом вниз – к привязанному с той стороны человеку. Это гарант моей безопасности, а по сути, и жизни, на случай падения.

Чем выше я поднимаюсь, тем сильнее перехватывает дыхание. Земля стремительно уменьшается в размерах, предметы на ней становятся нечеткими и почти игрушечными. В какой-то момент смотреть вниз становится уже невозможно, я остаюсь наедине сама с собой.

Господи, зачем я сюда залезла? Что нужно нормальной, успешной, без малейших проблем, женщине на высоте двадцати пяти метров? Я уже забыла, что говорила только что тренеру.

Я замираю и стараюсь смотреть только на ствол: так проще. Вверх, мимо капельки коричневой смолы, неторопиво выбирая свой путь, ползет муравей. Ему тоже что-то здесь нужно. Я больше не хочу лезть дальше.

– Ты помнишь свою цеееель? – слышен далекий голос.

– Неееет! – ору я в надежде, что можно будет спуститься обратно.

– Лезь просто таааак, – доносится до меня, и я понимаю, что пропала: вниз меня уже не отпустят.

Впрочем, как вариант, я вполне готова остаться прямо здесь.

Я вишу на сосне, уцепившись руками за гладкие обрубки сучьев и прижавшись лбом к пахучей коре. Трос натянут, как струна. Начинает накрапывать мелкий дождик. Внизу абсолютное молчание. Они ушли?

Я делаю над собой усилие и поворачиваю голову вниз. Стоят. С задранными вверх головами. Тренер и инструктор, с которым меня связывает блестящая пуповина страховочного троса.

Я поднимаю голову. Где-то там, наверху, среди близкой уже листвы и перепутанных веток, я вижу край горизонтальной площадки. Мне туда.

Ну надо, так надо. И я выпрямляю руки, отстранившись от сосны как можно дальше, чтобы видеть, за что хвататься.

Ногу через край площадки я перекидываю, как через забор, держась за ставший уже подвижным ствол одной рукой. Вторая рука поправляет лезущий в лицо трос.

А потом я встаю и иду без всякой опоры, раставляя ноги, чтобы не потерять равновесие, по пружинящей вверх-вниз площадке к самому ее краю, два с половиной метра.

Мне уже нечего терять: я нахожусь словно бы в другом измерении. Вокруг – огромное, почти бесконечное пространство, заполненное зеленью, воздухом и ослепительно ярким небом.

Метрах в пяти впереди и ниже качается трапеция. Мне нужно прыгнуть и уцепиться за нее руками.

Внизу дрожащая, почти нереальная опора. Наверху – весь мир.

И я делаю шаг вперед...

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21101241562

http://www.proza.ru/2011/01/29/785

Красное черное

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, первая из которых – базовый курс.

На базовом курсе участникам предоставляется возможность осознать установки и ограничения, исходя из которых они строят свою жизнь, а также возможность создания и принятия новых установок, благодаря которым можно заставить жизнь «работать» на осуществление желаний.

Игра «красное/черное» проводится на базовом курсе.

Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам.

На досках в обеих комнатах нарисованы таблицы в две строки по шесть столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец – очередному «ходу»).

Общим голосованием каждая команда ставит в соответствующую ячейку либо красное, либо черное – это и есть «ход». Ходят команды одновременно, не зная, какой ход в это же самое время делает другая команда. Участникам сообщается о промежуточных результатах только после того, как ход сделан обеими командами.

ЦЕЛЬ ИГРЫ – НАБРАТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ.

Очки считаются следующим образом: если одна команда ставит на красное и другая команда на красное – обеим по минус три. Если одна ставит на красное, а другая команда на черное – первой плюс пять, второй минус пять. Если обе команды ставят на черное – обеим по плюс три.

********

Третий день тренинга.

Я сижу в зале и слушаю то, что слышала уже десятки раз и даже говорила сама. Однако сейчас я нахожусь здесь в качестве участницы.

Через несколько рядов правее меня сидит Иван – соведущий нашего мастер-класса, четвертой ступени тренинга.

Что мне здесь нужно, я знаю: мне предстоит вести этот курс. Что нужно здесь Ивану, за плечами которого уже почти сотня подобных тренингов?

В зале все, как всегда. Удивляющиеся, возмущенные, не понимающие ни слова, страдающие, надеющиеся и слепо верящие – все целиком погружены в свои мысли и эмоции.

Участники плывут по течению в направлении, указанном тренером, и это движение похоже на бурлящий поток.

Я тоже погружена в свои размышления. Сейчас будет игра «красное/черное». Я уже множество раз говорила людям, что сыграть в нее можно лишь единожды – в самый первый раз. Все остальное – фальшь и подтасовка. Потому что зная правила игры, играть в нее уже невозможно. Сегодня мне предстоит это сделать.

Эта игра никогда не была выиграна. Ни на одном курсе тренинга. Никем. Так говорит тренер. Именно так же множество раз говорила участникам я сама...

Тренер разводит нас с Иваном в разные команды.

А ведь это шанс! Мне достаточно объяснить людям суть игры, а Иван со своей стороны сделает то же самое – я это знаю. У нас обоих в командах по тридцать человек – пустяк...

Я собираюсь, как пружина. Сердце у самого горла.

Вторая команда проходит мимо, в соседнее помещение, и я вижу, как дрожит Ванино лицо. На одно мгновение его рука касается моей...

Нет! В эту игру можно играть только один раз. Один. Единственный за всю жизнь. Моя игра будет фальшива. Решив свои собственные задачи, вбив людям в голову готовое решение, я лишу их возможности найти его самостоятельно. Они его не найдут, это я тоже знаю, весь мой опыт говорит об этом. Но я дам им хотя бы возможность.

И вот я сижу на последнем ряду и наблюдаю происходящее.

Все, как всегда, по знакомому сценарию. Люди, которые пару часов назад обнимали друг друга и говорили о любви каждому встречному, теперь разъединены на две команды и поставили себе цель вырвать у противника победу, очки, преимущество.

Моя команда осторожно голосует за красное. Все, игра проиграна. Можно уходить... Но никто еще не знает об этом... Ждем.

За стеной беснуется Иван. Ваня закончил Гнесинку по классу вокала, и его бас передается по всему зданию через пол.

Ваня, ты еще не знаешь, что я предала тебя. Ради них. Ради себя. Ради тебя самого. Ради игры...

Его голос стихает. Тренер оповещает нас о том, что другая команда сделала ход на черное. Разумеется.

Моя команда, волнующаяся и гудящая, как улей, еще более осторожно ставит опять на красное.

За закрытой дверью снова и снова вбивает в пол сваи тяжелый голос Ивана. Ответные крики, звуки, похожие на грохот падающей мебели, женский визг – все сливается в дикую какофонию. Он бьет их?

Тренер приносит ответ: черное!

Ну пусть так... Какая разница? Нужного результата все равно уже не будет. Сам же Ваня множество раз объяснял мне эту простую истину.

Третий ход. Изумляясь происходящему, окрыленная иллюзиями, моя команда опять делает ставку на красное. Я сжимаюсь в комок. Если бы они только знали, как их сейчас будут бить! Как с самых вершин успеха им предстоит упасть в пропасть глубочайшего разочарования – разочарования в самих себе…

Вопли за стеной становятся невыносимыми. Ад, кромешный ад совсем рядом со с мной... Его бьют!! Ваня! Ты еще веришь в людей?

Черное! Снова черное!

Меня начинает трясти. Еще не веря в происходящее, я затыкаю уши и закрываю глаза.

Черное!

Черное!

Черное!

У меня на хватает рук, чтобы заткнуть свой рот, и я закусываю зубами плечо в лохматом свитере.

Шесть черных фишек! Шесть! Несмотря на весь бред наших ответных шагов...

Ванина команда появляется из соседнего помещения. Их вид ужасен. Волочащиеся по полу мужские пиджаки, разорванные рубашки. Испуганные, дрожащие, заплаканные женщины.

Моя команда смотрит на них с потрясением.

Игра проиграна.

После необходимого по сценарию разноса (все слова я знаю наизусть) тренер выгоняет шокированных участников в коридор.

Я подхожу к Ивану и показываю рукой на заполненную таблицу:

– Эту игру возможно выиграть!

– Нет, – качает головой Иван, – Только проиграть!

И оба мы неправы...

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21101290785

http://www.proza.ru/2011/01/27/1781

Переправа

Лариса Баграмова

Вспоминая «ЛайфСпринг»

Веревочный курс – активный тренинг, длительностью от одного до четырех дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразования.

В качестве снаряжения для проведения Веревочного Курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе.

Также используется как один из элементов тренига личностного роста.

********

Вы ходили когда-нибудь по канату? Веревка раскачивается из стороны в сторону, вихляется, пружинит, уходит из-под ног, а вы так сосредоточены, что все тело дрожит от напряжения. Напрасные усилия! Даже имея балансир, с непривычки пройти по натянутой веревке невозможно.

А если балансира вообще нет?

На веревочном курсе есть упражнение: канатная переправа. Это две веревки, натянутые параллельно друг другу над грязевой ямой. Между ними такое расстояние, что два человека, стоящие на канатах, могут достать до партнера или самыми кончиками пальцев, или сцепиться пальцами ладонь в ладонь, или же как самый «близкий» вариант – создать «альпинистский захват», то есть обхватить запястья друг друга. Все зависит от роста.

Других вариантов нет. Балансира нет. Нет никакой дополнительной опоры. Канаты дрожат и раскачиваются. Есть только грязь внизу, под канатами. И ее много...

Отчетливо осознавать это Вы начинаете где-то с третьего падения. Первое считается пробным, тренировочным, несерьезным. Второе, как вам кажется, произошло просто потому, что вы не смогли использовать только что полученный опыт...

Для третьего можно придумать еще какую-то историю, но факт остается фактом: толстый слой грязи уже облепил вас с ног до головы, руки-ноги трясутся, канаты по-прежнему качаются, а тренер стоит с каменным выражением лица, и подсказки не будет.

Сначала вы пытаетесь поддерживать друг друга. Особенно это свойственно мужчинам в отношении женщин. Потом пробуете держаться за партнера. Результат всегда одинаков, и грязи не становится меньше.

Тогда вы решаете наклониться друг к другу боком, чтобы обхватить локти. Вы пробовали ходить таким манером хотя бы по земле? Напоминаю: внизу – грязевое месиво.

Пятая попытка, шестая, десятая, а потом вы перестаете их считать. Все, это предел. И уже озверев от затраченных усилий, сглатывая сохнущую на губах жижу, вы наконец поворачиваетесь друг к другу лицом и, вытянув перед собою руки, всем своим весом опираетесь на ладони партнера.

Канаты разъезжаются в стороны и занимают устойчивое положение. Тела висят над землей чуть ли не горизонтально. И заняв единственно возможное стабильное положение, вы осознаете, наконец, что самое главное - удержать в нем себя. Не партнера, а только себя.

И вот так, медленно, боком, приставными шагами, отталкивая друг друга из самых последних сил, вы все же добираетесь до пункта назначения...

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21101271781

http://www.proza.ru/2011/01/29/1172

Ярость

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации. Состоит из четырех ступеней, вторая из которых – продвинутый курс.

На продвинутом курсе участникам предоставляется возможность с помощью игровых методик выйти за рамки своего привычного поведения, сформировать новый поведенческий имидж.

Вхождение в различные эмоциональные состояния может при необходимости использоваться в качестве вспомогательной методики к основным упражнениям.

********

- ЗлААААААААА!! - из самого моего нутра вырывается дикий, нечеловеческий рев. Двое мужчин плотно обхватили мои локти и пытаются удержать на месте, но я тащу их вперед, за собою, и им приходится резко отдергивать меня обратно.

- ЗООООООООл!! - рвется мне навстречу мужчина с перекошенным, почерневшим лицом. Его с трудом держат четверо.

Ярость - темнота в глазах, восприятие сужено до единственной цели. Если нас отпустят, мы разорвем друг друга...

Это элемент тренинга. Игровое задание. По крайней мере однажды оно спасло участницу курса от трагедии в реальной жизни. Уже загнанная несколькими мужчинами в угол, она издала вопль, полный силы и ярости:

- ЗлАААААААА!! - так, что у тех подкосились ноги, - и она ушла от них, медленно, пятясь спиной и скаля зубы, с поднятыми вверх над головой руками и растопыренными пальцами. Гарпия. Бывшая жертва.

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21101291172

http://www.proza.ru/2011/02/16/80

Прорыв

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации. Состоит из четырех ступеней, вторая из которых – продвинутый курс.

На продвинутом курсе участникам предоставляется возможность с помощью игровых методик выйти за рамки своего привычного поведения, сформировать новый поведенческий имидж.

********

Все, что происходит на продвинутом курсе, призвано создать для участников условия прохождения главного события второй ступени тренинга – прорыва.

Прорыв – ключевое упражнение, дающее участникам возможность ощутить себя в новой социальной или поведенческой роли. Это самое яркое, самое тяжелое и трудоемкое упражнение тренинга.

Замкнутые и стеснительные женщины исполняют танец живота, молчуны и косноязычные становятся ораторами и вождями, сухие и бездетные «синие чулки» играют роль счастливых многодетных матерей – и все это до тех пор, пока каждый участник тренинга не поверит в естественность и реалистичность созданного ими образа, почти по Станиславскому.

Мне бояться абсолютно нечего: за спиной Ермоловский драмкружок, и вообще, я могу свернуть горы. Хоть бога, хоть самого черта сыграю на раз-два-три.

Тренер назначает роли, оставляя меня в этой раздаче самой последней. Я вопросительно смотрю на него.

– А тебе – до свидания, – заявляет он мне, – Для тебя тренинг закончен. В коридоре тебе будут даны инструкции.

Я ожидала чего угодно, кроме этого. Ошарашенная, я выхожу за дверь и сажусь на стул в коридоре. А что же мне делать еще два с половиной дня?

Ко мне подходит капитан команды и, сняв с меня бэйджик с моим именем, выбрасывает его в мусорную корзину.

– Ты приходишь на тренинг завтра и послезавтра на один час раньше остальных, ты уходишь самой последней. Тебе запрещено разговаривать с кем бы то ни было из участников тренинга и команды. Тебе запрещено поднимать на них глаза. У тебя нет имени, и любой будет обращаться к тебе «эй, ты». Ты выполняешь любое возложенное на тебя поручение и никого не можешь просить о помощи. Вход в зал для тебя запрещен до тех пор, пока тебя не отведут туда за руку. И сними обувь.

И вот я сижу в коридоре босая, опустив глаза вниз и без имени, а время тянется мучительно медленно.

Из зала появляется один из участников.

– Эй ты! Мне завтра нужен шарф, цветной. Лучше длинный.

Шарф, отмечаю я про себя. Цветной. Лучше длинный.

Еще через некоторое время выходит второй.

– Эй, разбуди меня затра в шесть, у меня сломался будильник.

В шесть, отмечаю я про себя. Надо взять его телефон в списке участников.

Потом выходит наш тренер.

– Чаю, с сахаром, в тренерскую, – бросает он мне через плечо и отправляется на десятиминутный перерыв.

Я иду на кухню, прихватив по дороге блокнот и ручку. Очень кстати, потому что через полчаса все участники вываливаются из зала и по очереди диктуют мне меню завтрашнего обеда. Один хочет мяса с картошкой, другая – ананасов и шоколада, третьему подавай горячий жульен. Они что все – чокнулись?!

Не поднимая глаз, я записываю все в длинный-длинный список, отмечая имена и особые требования: горячий, холодное, не сильно соленое и еще кусочек лимона. Где я все это возьму?!

Потом участники расходятся по домам, а я остаюсь в ступоре и абсолютно одна в пустом здании. Ключи тренер перед уходом оставляет около меня на подоконнике. И там же – наш тренерский таймер, по нему во время упражнений следят за временем.

Я обуваюсь, забираю с собой список – и начинается моя сумасшедшая двухдневная гонка за результатом.

Я беру штурмом в одиннадцать вечера квартиру соседки и добываю цветной яркий шарф, достаточно длинный. Завожу будильник на полшестого. Забираю все наличествующие в доме деньги и отправляюсь в ближайший ночной магазин за покупками. До самого утра я варю-парю и режу на кусочки заранее то, что будет съедено завтра участниками в обед.

На следующий день помимо готовки я также подаю на стол и убираю, чищу обувь, мою полы, выношу мусор, бесконечно кипячу горячую воду в чайнике, глажу запасную рубашку для тренера и мастерю реквизит для тех участников, кто не справляется самостоятельно.

На вторые сутки все повторяется по-новой, и я уже теряю чувство реальности. Сплю я урывками, на стульях в тренерской, положив под голову таймер, чтобы не пропустить перерывы, во время которых я всегда нужна участникам.

К окончанию последнего дня тренинга я буквально падаю с ног и рада тому, что на мне нет обуви – я бы стоптатала себе ноги.

За пару часов до окончания тренер подходит ко мне и завязывет мои глаза шейным платком. А затем берет за руку и ведет в зал. Там тихо. Меня ведут через все помещение и подталкивают к стулу, чтобы я встала на него ногами.

«Сейчас меня будут вешать» – мелькает у меня дикая мысль.

Но меня никто не вешает. Тренер говорит какие-то слова, я их не слышу. Потом с меня снимают повязку и я вижу длинный коридор из горящих свечей. По обе стороны его стоят участники и половина из них почему-то плачет. Потом меня опускают на стул и моют мне ноги, оборачивая их после мытья мягкими белыми полотенцами. А потом меня подхватывают, поднимают на вытянутых руках к потолку и качают под медленную красивую мелодию.

Мне все абсолютно все равно. Я устала и хочу спать.

Говорят, это был мой прорыв. А почему они плакали?

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102160080

http://www.proza.ru/2011/02/01/1019

Единство противоположностей

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющих участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, третья из которых – лидерская программа.

Лидерская программа – это тренинг, направленный на формирование навыков командного взаимодействия, в том числе, предоставляющий участникам возможность сыграть новую социальную роль.

Лидерская программа идет два с половиной месяца, каждый день – без выходных и перерывов, двадцать четыре часа в сутки...

********

– А теперь выберите из участников того, с кем вам наиболее тяжело, некомфортно, неловко, неприятно общаться, – заявляет тренер.

Ева. Я не помню ее фамилию. Что-то еврейское, очень красивое...

Кроме фамилии, все в Еве кажется мне ужасным: абсолютно черная одежда, взгляд поверх головы собеседника, подчеркнутая официальность и деловитость, изысканный макияж, – от одного взгляда на Еву меня трясет и ломает. А уж когда она начинает говорить...

Судя по всему, это взаимно. Потому что после слов тренера мы с Евой немедленно направляемся друг к другу.

– Теперь вы – две половины одного целого, нового целого, состоящего не из вас самих, а из ваших противоположностей, – сообщает тренер, – Будьте друг другом – с этого момента и до самого конца... тренинга, – добавляет он после секундной паузы.

А потом два с половиной месяца совместной работы, учебы, бытия – я не знаю, как рассказать о сути лидерской программы. Два с половиной месяца – и каждую секунду рядом Ева.

Я, домохозяйка, назначаю для нее деловые встречи, бронирую билеты и гостиницы, мотаюсь в посольство, ору на ее бестолковых партнеров и ищу новую мебель для офиса...

Ева, бизнес-леди, гладит и стирает мою одежду, мастерит для детей бумажных крокодилов, возит кошку на прививки, варит кашу, записывает детские песенки и разучивает стихи про Зайку...

К концу тренинга уже сложно разобрать, где я, а где Ева.

Ева, ты на два с половиной месяца дополнила мою жизнь до целого!

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102011019

http://www.proza.ru/2011/02/10/1748

Лодка

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации. Состоит из четырех ступеней, вторая из которых – продвинутый курс.

На продвинутом курсе участникам предоставляется возможность с помощью игровых методик выйти за рамки своего привычного поведения, сформировать новый поведенческий имидж.

«Лодка» - игра, которая проводится на продвинутом курсе.

Участники находятся на «корабле», который тонет. Есть только одна «спасательная лодка», и в ней определенное количество мест (в данном случае – два). Участники должны определить, кто окажется в «лодке» и таким образом «будет жить», а кто «умрет».

Участникам выдаются по шесть палочек. Каждый участник по очереди подходит к каждому и решает, отдать или нет тому одну палочку. Если он отдает палочку, он называет имя участника и говорит ему: «ты будешь жить». Если не отдает, то называет его имя и говорит: «ты умрешь».

В «лодке» оказываются те, у кого – максимальное количество палочек (в данном случае – два человека).

********

У меня в руках шесть палочек. Я перехожу от участника к участнику и произношу слова, отдавая или оставляя себе палочки. И слушаю слова, принимая палочки, или просто так.

Вокруг все делают то же самое.

- Оля, ты будешь жить.

- Саша, ты умрешь.

- Лариса, ты будешь жить.

- Лариса, ты умрешь.

В итоге нас остается трое: Андрей, у него самое большое количество палочек – и он идет в лодку; и мы с Катей, у нас палочек поровну.

Остальные один за другим опускаются на пол:

- Я Иван, я умер.

- Я Юля, я умерла.

Катя и я стоим друг напротив друга.

Кате семнадцать, и это против правил: это тренинг для совершеннолетних. Но для Кати было сделано исключение. Катя смотрит мне прямо в глаза и протягивает ко мне открытую руку.

Ей семнадцать. Я не знаю, что получится из этой девочки со светлыми волосами и серо-голубыми глазами. Ей всего семнадцать.

Мне тридцать три. У меня двое детей и моя работа. Я – тренер Лайфспринга. Каждый день я помогаю осознавать и создавать свои жизни таким вот Катям, Машам, Светам…

Да, это игра. Но почему я должна «умереть» ради нее? И я протягиваю раскрытую ладонь к Кате.

Тишина. Мы смотрим друг другу в глаза, и я вижу, как Катино лицо меняется.

«Дай мне жизнь» - просит, умоляет, требует она.

«Почему я? Почему не ты? Отдай мне свою!» - протестует мой разум.

Одна-единственная палочка решит все.

Дома у меня двое детей, здесь у меня я сама, в будущем у меня могут быть еще дети. Я еще очень многое могу сделать и успеть – в работе и в чем-то еще, о чем я еще даже не знаю. Мне отдавали свои жизни люди, которые верили в меня больше, чем в себя. Или просто любили. Почему я должна отдать все этой девочке?

Но Катю выбрали из всех – больше сорока человек – наравне со мной. Она вдвое моложе меня, и теоретически у нее больше времени для жизни. Кто знает, на что способна эта девочка, для которой было сделано единственное исключение из правил? Ее тоже, возможно, кто-то любит. Как я могу дать себе право лишить ее шанса иметь то, что у меня уже есть?

И почему я не задумывалась об этом, отдавая или принимая палочки от других участников?

Тренер начинает обратный отсчет:

60, 59, 58…

Если мы не примем решение до слова «ноль», то «умрем» обе.

50, 49, 48…

С борта «лодки» слышится стон.

40, 39, 38…

- Любая! – восклицает Андрей и протягивает к нам руки, - Любая!

Это тоже против правил, но тренер молчит.

30, 29, 28…

- Любая!! - кричит Андрей, - Я не могу быть здесь один!! Примите решение!!

20, 19, 18…

- Отдай мне палочку! – шепчет Катя, и на ее лице уже почти ненависть.

10, 9, 8…

Боже, у меня слишком мало времени!

5, 4, 3…

- Я хочу жить! – этот вопль вырывается из меня помимо моей воли.

И Катя высыпает все свои палочки в мою протянутую ладонь.

- Я Катя, я умерла, - ложится она на пол.

- Спасибо! – выдыхает Андрей.

Место в лодке – мое. Но я стою неподвижно, и палочки сыплются на пол из моих разжатых рук…

Как мне теперь жить? Что скажу я своим детям, забрав жизнь у семнадцатилетней девочки, почти ребенка? Как понесу груз ответственности за всех тех, кто лежит сейчас «мертвый» передо мной? И я совсем не хочу в «лодку» к Андрею.

- Я Лариса, я умерла, - опускаюсь я на пол.

И это тоже против правил.

В зале гаснет свет, звучит музыка, разрываемая рыданиями Андрея.

- Почему? Почему? – тряс он меня потом в коридоре, - Почему ты оставила меня одного?

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102101748

http://www.proza.ru/2011/02/11/1236

Патриаршие

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющих участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, третья из которых – лидерская программа.

Лидерская программа – это тренинг, направленный на формирование навыков командного взаимодействия, в том числе, предоставляющий участникам возможность сыграть новую социальную роль.

Лидерская программа идет два с половиной месяца, каждый день – без выходных и перерывов, двадцать четыре часа в сутки...

********

Июль. Четыре утра.

Я собираюсь на Патриаршие. Ехать полчаса от силы, но мне еще нужно поймать машину, так что лучше выйти заранее: я не хочу опаздывать.

В руках у меня санки. Вчера вечером всех нас – шестнадцать человек – оповестили, что нужно быть на Патриарших в пять утра и принести с собой инвентарь для зимнего отдыха: санки, коньки, лыжи – на выбор.

Грохоча санками, я спускаюсь по лестнице. Навстречу мне поднимается запыхавшаяся Ева.

– Что на тебе надето? – взвизгивает она, – Это же неглаженое!

– Евка, ну некогда мне…

– Я все сейчас поглажу, это быстро! – устремляется она в мою квартиру, доставая ключ из сумочки.

Ева, ну какая же ты все таки дуреха…

Я сбегаю по лестнице. Евин мерседес припаркован у подъезда, как всегда, криво. Надо будет вечером помыть, отмечаю я про себя.

Машины идут мимо. Я выставляю на вытянутой руке в сторону дороги санки и голосую ими. Останавливаются сразу две.

– Это что? – спрашивают меня оба водителя.

– Санки, – честно отвечаю я.

– Зачем?

– Кататься буду на Патриарших.

Между водителями завязывается небольшой диспут на тему о том, кто отвезет меня к месту назначения. Наконец, один решительно забирает у меня багаж и кладет на заднее сиденье.

Илья уже стоит на месте, недалеко от памятника Крылову, прислонившись к своему запорожцу, и что-то пишет в блокноте... На шее у него висит пара коньков.

К Патриаршим со всех сторон съезжаются машины. Судя по торчащим из окон лыжам – это наши.

Вот Андрей на своем СААБе привез половину команды. Они выгружаются из машины и стаскивают с багажника зимний инвентарь. Одни санки остаются наверху.

И наконец, пешком, из ближайшего переулка появляется тренер в огромных валенках и с буром для зимней рыбалки на плече.

– Ну и зачем мы здесь собрались? – интересуется он.

– Я вот тут планчик набросал, – достает блокнот Илья…

И мы сначала соревнуемся на лыжах: кто первый? А потом связываем санки паровозиком и, прицепив их к СААБу Андрея, с воплями катаемся вокруг Патриарших.

К концу действа со стороны пристани паркуется мерседес Евы, и она вываливается наружу, держа в руках… мои ракетки для бадминтона. Взяла из кладовки. Ну какая же ты все таки дуреха, зая! Интересно, а она утюг выключила?

– Евочка! – бросается к ней Андрей, – Я так и знал, что ты все перепутаешь! – и снимает с багажника запасные санки.

Андрей прицепляет их сзади к паровозику, и мы делаем вокруг Патриарших еще один виток…

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102111236

http://www.proza.ru/2011/02/01/1768

Что такое музыка?

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющих участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, четвертая из которых – мастер-класс, тренинг для тренеров.

Мастер-класс предоставляет участникам возможность стать и быть лидером. Прошедшие мастер-класс говорят, что уйти с него уже невозможно…

********

Две недели интенсива: общая и клиническая психология, философия, педагогика, конфликтология, риторика, этика… – да разве возможно за такой короткий срок успеть это не то чтобы усвоить, а хотя бы понять?!

Голова гудит от напряжения, мысли сбиваются в кучу, понятия наслаиваются друг на друга, образуя самые причудливые комбинации, а отчет нужен каждый день, и часов в сутках катастрофически не хватает…

Одиннадцать вечера. Участников собрали на внеочередной семинар, предупредив о том, что все дела нужно отложить ровно на сутки.

– Что такое музыка? – задает вопрос ведущий.

Вид искусства… имеет направления… жанры… историю…

– Что такое музыка?

Ритм… темп… тональности… паузы…

Час ночи.

– Что такое музыка?

… а давайте послушаем!

Из динамиков раздается мелодия...

– Что такое музыка?

Эмоции… переживания… воспоминания… ассоциации…

– Что такое музыка?

… да выключите же свет – мешает!

Три часа.

– Что такое музыка?

Участники отодвигают стулья и начинают двигаться.

– Что такое музыка?

Движение… ощущения… пластика… взаимодействие…

– Что такое музыка?

Погружение… самопознание… сопричастность… единение…

Пять утра.

– Что такое музыка?

Участники разбредаются по залу и один за другим, опускаясь на пол, замирают в молчании. Мелодия продолжает звучать…

– Что такое музыка?

Первый из участников просыпается примерно в девять вечера и... информация, которую, казалось, невозможно было усвоить, аккуратно разложена по полочкам, систематизирована и словно бы знакома с самого рождения...

Так что же такое музыка?..

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102011768

Опубликовано

http://www.proza.ru/2011/02/12/410

Журнал

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющих участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, четвертая из которых – мастер-класс, тренинг для тренеров.

Мастер-класс предоставляет участникам возможность стать и быть лидером. Прошедшие мастер-класс говорят, что уйти с него уже невозможно…

********

Сегодня я не участвую в тренинге, я веду журнал. Это тетрадочка на шестнадцать листов, куда я записываю все, что происходит на семинаре.

Вот началось обсуждение, потом самостоятельная работа, потом тренер читает лекцию, перерыв, опять обсуждение…

Ни один тренинг не похож на другие. Все имеют свое лицо, так же, как и участники. Предугадать, каким будет курс, невозможно. Общим является только лишь основная схема, каркас.

Я записываю в тетрадку расписание, комментарии, делаю пометки, конспектирую. Вот здесь иллюстрация нужна, как Илюха это показывал…

В перерыве ко мне подходит тренер:

– Дай-ка глянуть, что у нас там по регламенту? – забирает он у меня тетрадку.

И замирает с недоумевающим выражением лица.

– Это что?

– Журнал, – уверенно отвечаю я.

– Вот это? Это – журнал?

Я заглядываю ему через плечо. Ну да. Вот первое упражнение, вот второе. Все по порядку. И комментарии есть – вот, на полях, рифмованные. И Илюха вот, как живой, именно так он это и показывал…

– А что? – спрашиваю я тренера, – Это не журнал?

Тот перелистывает страницы, вчитываясь в содержимое, вглядываясь в рисунки на полях. Потом относит тетрадку команде. Они начинают читать, и я вижу, как их брови поднимаются вверх.

Да что я такого там понаписала-то? Надо было заголовки маркерами выделить, отмечаю я про себя…

Тренер возвращается обратно.

– Не то, чтобы это совсем не журнал, – говорит он мне в задумчивости, – Но это… другое что-то… Это… Я не знаю, что это, – поднимает он на меня глаза, – Такого я еще не читал.

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102120410

http://www.proza.ru/2011/02/13/1571

Мастер-класс

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющих участникам набор инструментов для самореализации.

Состоит из четырех ступеней, четвертая из которых – мастер-класс, тренинг для тренеров.

Мастер-класс предоставляет участникам возможность стать и быть лидером. Прошедшие мастер-класс говорят, что уйти с него уже невозможно…

********

Кто такой лидер? И почему, единожды став (осознав, почувствовав себя) лидером, расстаться с этим состоянием уже не получится?

Вспоминаю, как сражался каждый из нас за лидерство на первом занятии: мужчины буквально вступали в драку друг с другом, женщины отчаянно пытались объяснить им, а заодно и себе, что у них тоже есть право голоса и принятия решений – куда там!

И лишь в процессе тренинга один за другим мы приходили к простой истине: лидерство – это стремление к результату и умение быть в команде, которая идет к общей цели…

Нам не привезли обед. Что-то случилось или тренер схитрил – он может. Как бы то ни было, нам отдается распоряжение: через час обед должен быть готов, из трех блюд, на всех. Полуфабрикаты, готовая еда, разумеется, исключены. Только самостоятельно приготовленные блюда и накрытый стол, благо, посуда и все необходимое для готовки есть под рукой, на кухне.

Тренер выдает команде таймер, его забирает Илья. У нас один час. Время пошло.

За несколько месяцев совместной работы (почти все знакомы еще с базового курса) мы уже настолько изучили друг друга, что каждый заранее знает, что будут делать остальные и он сам.

Илья поворачивается к Алле, и она сходу диктует список продуктов. Кто-то живет рядом и сообщает адреса магазинов, где это можно купить. Андрей, позвенев ключами от машины, отправляется ее заводить: он поедет за покупками. С ним кто-то из ребят: записывать общую сумму. Откуда взялись деньги, точно не помню, наверное, скидывались. А Ева уже греет на кухне воду для супа.

Илья поднимает глаза на меня, я киваю и отправляюсь в холл – у меня время отдыха. Забравшись на диван с ногами и укрывшись чьим-то пальто, я наблюдаю процесс во всей красе.

Разумеется, мы все успели: первое, второе и третье. И сервированный стол, и скатерти с салфетками, а кто-то притащил цветы, их поставили в высокий бокал из бара.

Потом – сам обед и продолжение занятий, потом – традиционный общий круг и командная песня на мотив Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Слова написала я сама, что-то про друзей и надежные плечи, я не помню – столько лет уже прошло…

А потом все разошлись по домам. А я мыла посуду и складывала блестящие, скрипучие тарелки в шкаф. И это был мой лидерский вклад в общее дело.

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21102131571

http://www.proza.ru/2011/03/02/1513

Расстановки

Лариса Баграмова

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации. Состоит из четырех ступеней и дополнительных курсов: мастерских.

Расстановки по Хеллингеру – один из методов, применяемых для моделирования реальных семейных ситуаций. Помогает участникам осознать и изменить собственную роль в своей семье.

Участник (клиент) максимально коротко озвучивает проблему и запрос на ее решение. Затем выбирает из присутствующих тех, кто будет исполнять «роли» задействованных в его реальной жизненной ситуации людей. После чего расставляет их в помещении по своему усмотрению. Люди, исполняющие «роли», сообщают о возникающих у них в связи с этим эмоциях и желаниях. Затем они меняют положение, перемещаются в пространстве, выражая таким образом свое видение чувств и отношений между клиентом и значимыми для него людьми.

********

И вот ты ходишь по залу и перемещаешь людей туда-сюда. И так не то, и эдак не совсем похоже на правду… Они не очень хорошо понимают твой замысел, а точнее, вообще не понимают его без слов, и приходится помогать им руками или показывать собственным примером, как надо.

Наконец, картина завершена. Вот так оно все и есть.

Теперь они начинают говорить, и ты раскрываешь рот от изумления: вот как на самом деле они чувствуют себя на этих местах, а ты-то думал...

Некоторое время ничего не происходит, а потом участники начинают двигаться, перемещаться, искать себе новое место. А ты смотришь на то, как и куда они движутся, и не веришь своим глазам.

Вот этот должен бы по всем приметам стоять неподвижно, ты выбирал его специально для такой роли, а он носится по залу, как заведенный, и все никак не найдет себе пристанища. А там завязалась борьба за конкретное место. И что они не поделили? Зал же огромный – стой где хочешь. Оба хотят именно здесь… А тут один тянет другого за руку: идем со мной вот туда, – тот сначала сопротивляется, но затем, прихватив с собой еще кого-то, все же соглашается переместиться. Кто-то вообще не желает никуда двигаться и, зевая, глядит в окно.

Ты стоишь и смотришь на их перемещения и начинаешь осознавать, что совсем не знаешь людей, которые играют самую важную роль в твоей жизни. Ты не знаешь ни мать, ни отца, ни остальных, кто был так привычен, а на деле оказывается совсем непонятен для тебя.

Наконец, договорившись, они замирают на своих местах и тем самым создают новую картину твоего мира.

А потом они начинают по очереди говорить, и ты делаешь для себя все новые и новые открытия… Оказывается, во время этих перемещений один беззаботно играл, а другой обиделся на всех и каждого... Кто-то так и не нашел свое место, но пришлось остановиться, потому что не до вечера же бродить по залу... А тот, кто смотрел в окно, на самом деле чувствовал себя страшно одиноким и теперь громко обвиняет тебя и других в бездействии…

И все это, внешне бессмысленное и несерьезное, позволяет тебе воссоздать, осознать и пережить ситуации, которые происходили или происходят в настоящее время в твоей собственной жизни.

А затем смоделировать их заново, создав еще одну, новую картину.

© Copyright: Лариса Баграмова, 2011

Свидетельство о публикации №21103021513

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
×
×
  • Создать...