Перейти к содержанию
Авторизация  
Redactor

F.A.Q. о Православии

Рекомендуемые сообщения

Митрополит Кирилл: "Иисус не был женат на Магдалине". Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата ответил на вопросы журналистов "Комсомолки"

Прошедший в Москве саммит лидеров мировых религий четко обозначил проблемы, стоящие сегодня не только перед верующими, но являющиеся общечеловеческими. Об этом мы беседовали в редакции "КП" с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, известным богословом современности и неформально считающимся вторым иерархом Русской Православной Церкви.

- Владыко, если современный человек утратил нравственное начало, кто же в этом виноват и что делать?

- Конечно, сыграла колоссальную роль философия антропоцентризма. Помните, у Горького: "Человек - это звучит гордо!" Человек в центре всего. Человек - мера всех вещей. И вот этот антропоцентризм способствовал тому, что сегодня грешного человека провозгласили мерилом добра и зла. Но может ли он, грешный, сам определить для себя эти критерии - добра и зла?

В прошлом была наша великая литература, образование и воспитание, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем множественное дробление целостного идеала: в школе говорят одно, дома - другое, на улице - третье, в прессе - четвертое. И ребенок воспитывается с таким лоскутным сознанием. Речь, конечно, не только о воспитании детей, но и о формировании и укреплении нравственного начала в обществе. И вот здесь, я думаю, очень важно взаимодействие церкви с институтами гражданского общества. Мы должны вместе работать, чтобы попытаться сохранить человека. А если будет сохранено нравственное начало в человеке, то будет сохранено человеческое общество.

О "Коде да Винчи"

- Что вы думаете об успехе произведения "Код да Винчи"? Некоторые считают, что он объясняется некоторой исчерпанностью религиозной идеи, в результате чего Христа надо было представить человеком, сделав его ближе и понятнее. Другие полагают, что сама церковь своими запретами способствовала популярности книги и фильма "Код да Винчи".

- Вы знаете, что Русская Православная Церковь не требовала никаких запретов, хотя высказала свое отрицательное отношение к книге и экранизации. Мы не пошли по тому пути, по которому пошла католическая церковь. Увы, человек так устроен - ему обязательно надо хоть одним глазком взглянуть на то, что от него скрывают.

Образ Иисуса Христа, как он представлен в Евангелии, не оставляет никаких сомнений в том, что он Богочеловек. И именно человеческий образ Спасителя предстает как самый привлекательный и совершенный на протяжении всех времен. Поэтому тот, кто хочет увидеть Христа таким, каким он был действительно, нужно просто еще раз прочитать Евангелие.

Но в книге "Код да Винчи" - заведомая ложь, ничего подобного никогда не было, это однозначно доказывается на основании древнейших текстов. Евангелие изучено так хорошо, как никакой другой памятник мировой литературы. И вот какой-то один человек заявляет: нет, все было не так, а вот так. Но ведь это же ложь, выдумка, фантазия. А главное - какие колоссальные деньги были вложены в раскрутку этого проекта, в том числе и в России!

Полагаю, возникло такое противодействие церкви под прикрытием "Кода да Винчи" потому, что в мире наблюдается большой рост религиозных настроений. В том числе и среди молодежи. И я думаю, что речь идет об одной из очередных попыток повлиять на эту тенденцию.

- Но чем плоха версия, что у Иисуса могла быть жена?

- Это ложь. Потому что если бы так было на самом деле, то это не было бы необходимости скрывать. В еврейском обществе семейные отношения были уважаемыми и почитаемыми, а чадородие воспринималось как благословение. Одиночество же рассматривалось как нечто такое, что не укладывается в обычные нормы человеческой жизни. С этой точки зрения совсем не нужно было бы скрывать в Евангелии то, что всячески поощрялось тогдашним обществом. Но этого реально не было, а в Евангелие отражается реальность. Христос был одиноким, это не подлежит сомнению, и до XXI века по этому вопросу не возникало никаких сомнений.

Об останках царской семьи

- Почему церковь не признала, что останки, найденные в Екатеринбурге, - это останки царской семьи? Может, у вас есть свой архив, свои знания?

- Чтобы точно ответить на вопрос, кому принадлежат данные останки, нужно иметь, во-первых, высокого уровня генетическую экспертизу. А во-вторых, надо, чтобы организация, производящая генетическую экспертизу, пользовалась доверием всех участников процесса идентификации. И третье - обладать точной уверенностью в том, что как исследуемые ткани, так и те, которые используются для сравнения, являются аутентичными. Мы просили, чтобы эти три условия были соблюдены. Во всех трех нам отказали. Мы предлагали на выбор лаборатории в Лондоне, Нью-Йорке или в Японии. Мы не знаем, какие останки исследовались. Нам остается только верить тому, что нам сказали. Но в таких вопросах одного честного слова мало. Здесь нужны неоспоримые доказательства. Останки, найденные под Екатеринбургом, сравнивали с останками родственников Государя Императора и его семьи, взятыми из могилы в Петропавловской крепости. Мы настаивали на получении образцов и тех, и других, с тем чтобы мы вместе с представителями государственной комиссии могли их передать в независимую исследовательскую лабораторию. Нам отказали... В итоге Священный Синод принял решение не признавать "екатеринбургские останки" принадлежащими императорской семье. Сейчас и японские ученые-генетики, проведя собственные исследования, выступили в поддержку позиции Русской Православной Церкви.

Об экстрасенсах и колдунах

- Сейчас развелось столько знахарей, магов, колдунов, которые утверждают, что имеют благословение церкви. Даете ли вы им такие благословения?

- Церковь не только не дает им благословения, но и категорически выступает против шарлатанства, особенно в медицине, а также всяческих суеверий. Суеверия - это суетная вера. Она переориентирует человеческое сознание с важных вопросов бытия, нравственности, полноты жизни, цели существования на некую манипуляцию с предметами, образами и словами. Оккультизм и магия к духовной жизни человека, к его нравственному возрастанию не имеют никакого отношения. В чем различие между магией и оккультизмом, с одной стороны, и религией - с другой? Оккультизм обещает мгновенное достижение неких целей при помощи манипуляций. А религия предполагает достижение жизненных целей через нравственный рост личности, через ее внутреннюю работу, через борьбу со своими грехами. Это всегда трудно. Религия, апеллируя к нравственному сознанию человека, как бы говорит: ты должен веровать и подниматься вверх по лестнице. А колдун говорит: все это чепуха, я устрою так, что все твои проблемы разрешатся автоматически. Ты и пальцем о палец не ударишь. Что произошло на заре человеческой истории? Бог сказал первым людям Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Он призвал людей к нравственному совершенству, богоподобию. А дьявол нашептывал: все это лишнее, съешьте этот плод от дерева и будете как боги. Вот пример оккультизма.

- А как же желание верующих исцелиться посредством приложения к мощам?

- Это исцеление произойдет только в том случае, если человек вкладывает в акт религиозного поклонения свою горячую веру и искреннюю молитву. А если он подошел и просто чмокнул, ожидая, что вот сейчас сработает, - то может сработать и в обратную сторону. С этим никогда нельзя шутить.

- Как это - в обратную сторону?

- Если человек приходит в храм без веры, а ставит свечку только ради того, чтобы что-то за него сработало и автоматически устроило его дела, то Господь может такого человека наказать.

Окончание беседы - в следующем номере еженедельника "КП", 27 июля

Лариса КАФТАН

"Комсомольская правда"

20 июля 2006 г.

Материалы СМИ: Митрополит Кирилл: "Креститься без веры нельзя!"

Недавно в гостях у «Комсомолки» побывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, известный богослов современности, неформально считающийся вторым иерархом Русской Православной Церкви. Беседа шла не только о вопросах веры, морали, но и о многих «приземленных» вещах, волнующих людей.

Окончание. Начало - в еженедельнике «КП» от 20 июля

О женщинах в храме

- Владыко, что это за «батюшки» ходят по улицам и собирают деньги на строительство храмов?

- Это стопроцентное шарлатанство. Ни один священник не станет собирать пожертвования у метро, в электричках, между машинами на светофоре.

- Иногда прохожу мимо храма, хочу зайти, но боюсь: в брюках, без платка и губы накрашены, а бабушки, которые там служат, будут ругаться...

- И заходите. К сожалению, пожилые женщины в храмах иногда ведут себя довольно жестко. Вот вы вошли, по виду беспроблемная, модно одетая, а у этой женщины свои горести в жизни. Она вас увидела такую и еще больше расстроилась - мол, и здесь мне покоя нет.

- Почему женщины должны надевать в храме платок?

- Надевать головной убор или нет - это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание - и отвлекает от богослужения.

О божественном в искусстве

- Как вы относитесь к тому, что некоторые рок-музыканты, в частности, Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», чрезвычайно мощно пропагандируют православную религию на своих концертах?

- Слово «пропаганда» мне здесь не очень нравится. Но я понимаю музыкантов, я хорошо понимал, например, Свиридова, который через свое искусство выражал свою религиозность. Каждый музыкант, если он человек верующий, имеет право на выражение своих взглядов, своей нравственной системы ценностей. И в этом смысле рок не должен быть исключением. А вот насколько рок может быть использован для христианской проповеди, учитывая специфический характер жанра и аудитории, это, конечно, большой вопрос.

Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные, что очень хорошо. Каждый из них считает, что говорить о своих убеждениях, особенно о своих нравственных принципах, можно и нужно через их искусство. Не думаю, что кто-то может это опротестовать. Это все равно что опротестовать тот факт, что Рафаэль написал «Мадонну» или Моцарт - замечательные мессы, которые до сих пор на Западе исполняются в храмах.

О суетных просьбах к Богу

- А можно ли креститься человеку неверующему?

- Нельзя, ни в коем случае. Надо прежде уверовать, открыть душу навстречу Богу.

- А как же детей крестят? Они же еще не веруют?

- А кто приносит детей? Крестные отцы и матери. Кто дает обещание Богу от имени младенца во время крещения, когда священник спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сочетаваешься ли Христу?» И за этого младенца-несмышленыша крестные родители говорят: «Отрицаемся зла и беса». «Сочетаваешься Христу?» - «Сочетаваюсь». - «Веруешь во Христа?» - «Верую». А младенец у них на руках. И это означает, что крестный отец и крестная мать берут на себя обязательство воспитать этого ребенка так, что, став взрослым, он повторит сознательно все то, что они сказали за него в момент крещения. В Церкви нет ни одного действия, лишенного смысла. Хотя и не стоит обязательно искать символическое значение в каждом элементе богослужения, в каждом обряде. Иногда спрашивают: а что означает то или другое? Но Церковь не театр, она ничего не изображает, в ней происходит реальное соединение людей с Богом.

- Может ли взрослый человек, не имеющий стопроцентной веры, пройти обряд крещения?

- Стопроцентной веры, наверное, никто из нас с вами не имеет. Всегда наступает момент какого-то сомнения.

- Неужели и у вас тоже?

- Но не в отношении Бога. Если человек никогда ни в чем не сомневается, это плохой признак. И поэтому если есть сомнение, но одновременно есть и желание прояснить «последние вопросы», о которых задумывается каждый человек, если есть стремление к духовному росту, к самосовершенствованию, то, конечно, надо креститься. Самое ужасное, когда человек ни во что не верит и не желает уверовать, но говорит себе: ладно, пойду, поучаствую в этом спектакле.

- И он может быть наказан?

- Несомненно, он будет наказан.

- А если крещеный человек в храме молится: «Господи, дай мне много денег», - Бог его может наказать?

- В лучшем случае Господь отнесется к такой просьбе как к величайшей глупости.

- Если некрещеный ставит свечку, это тоже грех?

- Здесь нет никакого греха. Некрещеный и помолиться может прийти. У нас и некрещеные люди хорошие, вообще у нас хороший народ.

Лариса КАФТАН

"Комсомольская правда"

27 июля 2006 г.

В Русской православной церкви предупреждают об опасности новых молитвословов

Москва. 31 августа. ИHТЕРФАКС - В Московском патриархате указывают на опасную тенденцию распространения новых "молитвословов".

"Как грибы после дождя, появляются молитвословы "для женщин", "для беременных женщин", "для маленьких девочек", "для девочек-подростков" и так далее. Я понимаю, что в последнее десятилетие в нашей стране люди зарабатывают, кто как может. Но должны же быть какие-то рамки!" - заявил председатель Издательского совета Русской церкви протоиерей Владимир Силовьев в интервью сентябрьскому номеру журнала "Фома".

Такие книги вредны хотя бы потому, что в них порой попадаются "молитвы" эзотерического характера, "компрометирующие Церковь", отметил священник. По его убеждению, в этой сфере нужно быть особенно деликатным, и литература, которой пользуются для молитвы, общения с Богом, "должна выходить только по благословению Церкви".

Отвечая на вопрос о том, как уберечь читателей от вредных и некачественных книг, отец Владимир выступил против введения цензуры, добавив при этом, что, "возможно, в перспективе эта мера и была бы необходима". "Можно было бы, например, избрать два-три десятка утвержденных Святейшим Патриархом и Синодом официальных цензоров: архимандритов, протоиереев, которые могли бы, как это было до революции, работать над изданием православных книг высокого качества", - добавил он.

Изменено пользователем Redactor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«JOSEPH’S BLOG»: РПЦ против Свидетелей Иеговы. Три ответа на вопроса, заданные РПЦ МП членом Церкви «Свидетели Иеговы»

В продолжение темы, поднятой в статье "РПЦ призвали к ответу".

Нашелся, таки, православный человек, попытавшийся ответить на часть вопросов. Этим человеком, которому я искренне благодарен за его инициативу, оказался игумен Спиридон (Баландин)

Ниже публикую его ответы, которые, на мой взгляд, достойны отдельного поста. Надеюсь, игумен не останется единственным православным человеком, попытавшимся ответить на "неудобные" вопросы.

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Игумен Спиридон (Баландин): Потому что написано: "Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё" (Ин1.,2:20) Какой вопрос, такой и ответ.

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– В храме Писание читается постоянно, все Богослужение им наполнено буквально. Видимо, уважаемый свидетель Иеговы за Писание считает исключительно Новый Завет… Церковнославянский язык есть высокоторжественный язык Богообщения, и если для общения с братьями-иеговистами из Бруклина многие штудируют совершенно чуждый английский, то почему бы православному не поднатореть в лингвистически близком Церковном?

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Ну вообще то не сразу Москва строилась… Почему бы не порадоваться, если человек сделал свой первый шаг к Богу?

– Почему Церковь не покаялась в жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Этот вопрос придется обосновать историческими фактами.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– Ну вообще то у нас свобода и плюрализм в мнениях в отличие от Общества Свидетелей Иеговы… Где царит глубокий тоталитаризм и беспрекословная армейская дисциплина… Потому и разногласия бывают и разночтения и эмоции… У Вас, конечно, этого нет: все под одну гребенку.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных церквей?

– Конкретные примеры хотелось бы все же… Попредметнее.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– Ну если бы православных было как иеговистов 7 миллионов по всему миру, то, конечно, Поместные Церкви не понадобились бы… Но нас в одной России в несколько раз больше…

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Нам известно, что у СИ спорт не в почете и считается пережитком языческого прошлого… Попросили православные спортсмены помолиться за них - почему бы и нет? Это их работа, их хлеб. За водителя автобуса можно молиться? А почему нельзя за спортсмена?

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Это наследство Византийского прошлого.

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

– "Православные христиане целуют правую руку священника, который освящает ею Святые Дары в Евхаристии…" (архимандрит Тихон Шевкунов, наместник Сретенского монастыря)

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?

– Крестик или сувенир? Насчет сувениров я ничего сказать не могу, т.к. никогда не приходилось их освящать, а вот над новосооруженным крестом действительно читается молитва священника с различными прошениями к Богу. Освящение есть своего рода подтверждение со стороны иерархии каноничности работы художника.

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?

– А какое отношение имеет к Христианству молитва перед едой? Или СИ не молятся перед вкушением пищи?

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Пишется икона праведника размером, скажем, 52 см… Потом перед ней веками будут молиться люди. В чем проблема?

Так, сверху устал, буду на вопросы снизу теперь отвечать.

– Почему Церковь признает подлинными сюжеты апокрифических (подложных) текстов, таких как "Успение Богородицы"?

– Раньше признавали подлинными, сейчас смотрят на эти тексты как на своего рода благочестивую христианскую поэзию раннего средневековья… В любом случае никому не придет в наше время в голову придавать апокрифам вероучительное значение.

– Как случилось, что в Церкви нашли прибежище экзотические восточные культы, например такие как исихазм (учение о том, что к Богу можно приблизиться путем освобождения от всех мыслей, чувств и желаний)?

– Исихазм не имеет ничего общего с Вашими представлениями о нем. Почитайте об этом учении побольше и не в журнале "Сторожевая Башня".

– Церковь утверждает, что молятся не иконам, но изображенным на них – почему же, в таком случае, среди нескольких икон одного и того же святого одни более почитаемы, другие – менее (например, известная икона Казанской Богоматери)?

– Через некоторые иконы Господь совершает чудеса ради молитв изображенных на них угодников Божьих. Вас это удивляет? Напомню чудотворный платок апостола и его не менее чудотворную тень.

– Зачем Церковь переняла римскую административную практику: титулы, географические зоны влияния (епархии, митрополии, экзархаты), награждение орденами, а также монархический обычай усекания фамилии и прибавки к имени номера ("Алексий Второй")?

– Разве у СИ нет разделения мира на зоны (по моим данный около 15), филиалы (аж 98 штук), далее идут области, районы и, наконец, собрания… 20 собраний =району… Это зачем все? Что касается "монархического" обычая, то он идет с первых веков Христианства, и нет никакой необходимости его отменять.

– Почему Церковь не может вести цивилизованную богословскую полемику со своими оппонентами из других конфессий, как это делали чтимые ею апологеты, вместо этого опускаясь до самых низких и черных технологий в духе советский пропаганды?

– Придется обосновать.

– Почему Церковь всю свою историю не может преодолеть обрядоверие, суеверие и колдовство в собственной пастве?

– Этот вопрос можно отнести к разряду следующих: "Почему Свидетели Иеговы никак не перестанут быть еретиками и тоталитарной сектой?"

– Почему Церковь благословляет деятельность таких организаций, как "Союз православных хоругвеносцев", члены которых участвуют в избиении неправославных граждан, в том числе иностранцев?

– Мне лично не известны факты избиения хоругвеносцами иностранцев и неправославных граждан.

– Почему Церковь так непоследовательна в своем отношении к экуменизму – утверждая, что не имеет молитвенного общения с инославными, она участвует в совместных экуменических молитвах (например, в рамках форума "Петербургский диалог"), публично называет протестантов братьями (м. Кирилл) и поддерживает деятельность экуменических миссионерских центров (напр. американская миссия "В поисках веры", английская "Church Mission Society" и др.)?

Ответ на этот вопрос явно выходит за рамки данной дискуссии. Рекомендую Вам ознакомиться с материалами Архиерейских Соборов РПЦ МП на сайте sobor2008.ru

– Почему Церковь канонизировала таких ранних "отцов Церкви", как Иустин и Ириней Лионский, но при этом считает ложными их учения, например о тысячелетнем земном Царстве Христа?

– Потому что эти отцы жили и творили во времена, когда церковное сознание еще не пришло к единому соборному "знаменателю" по вопросу о хилиазме. Добавлю, что Иустин Философ прославлен Церковью как мученик (был казнен за веру в Риме), как принявший мучения за веру был прославлен и Ириней Лионский.

Игумен Спиридон (Баландин)

***

Алексей Оскольский отвечает на некоторые вопросы в качестве комментария к ответам игумена Спиридона (Баландина)

Тут слишком много вопросов, а у меня мало времени. Попробую ответить только на одну порцию. Отвечаю сугубо за себя – не принимайте моё мнение за позицию Церкви.

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Алексей Оскольский: Потому что духовный опыт христианства передается не только через Писание, но и через Предание, а также – через символику храма, икон, богослужения, доступные неграмотным. И самое главное: опыт присутствия Христа даётся в церковных таинствах, а для соучастия в них совсем необязательно читать текст Библии. Хотя, конечно, очень желательно.

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– Во-первых, не редкие: Евангелие читают на каждой литургии, и не только. Во-вторых, понять кое-что всегда можно – было бы желание. В-третьих, прочитанный фрагмент из Евангелия обычно повторяется и комментируется на проповеди.

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Давайте различать Церковь как мистическое тело Христа и РПЦ МП как социальную структуру, призванную обеспечивать жизнь Церкви на территории этой страны. Так вот, радуется не Церковь, а РПЦ МП, поскольку усиливается её политическое влияние. Лично я не вижу особых поводов для радости.

– Почему Церковь не покаялась жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Не знаю; думаю, что из конъюнктурных соображений. Вот католики во многом покаялись, православным тоже не мешает.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– О единстве во Христе. Кроме того, на уровне паствы эти разногласия по жизни мало кого волнуют. Вообще, для христианства чужда тотальная зависимость от священника (хотя оно случается), культ его личности: прихожане обычно имеют собственное мнение, которое нередко служит буфером таких разногласий.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных церквей?

– Я не могу отвечать за Церковь. Безусловно, все эти раздоры болезненно переживаются обеими сторонами. Но надо понимать, что ссоры между поместными Церквями касаются третьестепенных предметов и не затрагивают основ вероучения. А потому любой православный человек может участвовать в богослужении и причащаться в храме любой из автокефальных церквей (единственная проблема – язык). Я, например, в России хожу в храм РПЦ МП, в Германии ходил к зарубежникам (просто потому, что храм был под боком), а в ЮАР – в храм Константинопольской патриархии. Ни я, никто другой в этом проблем не усматривали.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– Потому что у Церкви нет задачи преодолевать политическую разобщенность: у неё вообще нет политических задач. А за поместными Церквями стоят разные традиции исповедания Христа, каждая по-своему богата и своеобразна. И нет никакого смысла их ломать и перемешивать.

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Молится не Церковь, а лишь группа духовенства и мирян: это – дело их совести. На их месте не стал бы этого делать.

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Так исторически сложилось. Не вижу тут особой проблемы.

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

– Руки священникам целуют лишь в определённых ситуациях, когда сам священник выступает как икона Христа. Т.е. целуют не священнику, а Христу.

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?"

– Что значит "действенным"? Магическое отношение к крестику по сути чуждо христианству, хотя, к сожалению, очень распространено. Ну не получается у всех быть хорошими христианами в этом плане…

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?"

– По уму, никакого. Это местные языческие обычаи, которые вошли в православный обиход и, тем самым, стали нейтральными для православия. Специального вероучительного значения они не имеют.

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Впервые про такое слышу. Тоже, наверное, какое-то "народное язычество".

– Почему Церковь возводит в ранг святых и даже "равноапостольных" далеких от христианства людей, например, таких как император Константин, который до самой смерти оставался не только язычником, но и верховным жрецом римских богов?

– Потому что настоящие границы Церкви (а значит возможность спасения для людей, исповедующих иные религии) никому неизвестны. Христианская позиция тут, как мне кажется, такова: "Я не знаю, спасутся ли язычники, но я знаю, что не спасусь, если стану язычником". Значение же Константина для Церкви настолько велико, что его канонизация вполне понятна.

Комментарий от Алексей Оскольский — Август 6, 2008 @ 12:10 пп

***

Отвечает владелец "JOSEPH’S BLOG"

Поскольку два православных человека уже ответили, думаю, будет вполне этично, представить и свои ответы. Это не мнение Церкви и даже не мнение православного. Это даже не ответы, в прямом понимании этого слова. Скорее, это векторы, штрихи к моим рассуждениям на заданную тему. Отвечаю на часть. Зато по порядку. Потом - видно будет…

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Joseph: Кто, где и когда от лица Церкви сказал, что "православный верующий, за всю жизнь не открывший Библию, считается образцовым христианином"?

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– Писание читается во время каждого Богослужения. А неподготовленному человеку в храме непонятно вообще все, не только Писание. Ожидать, что человеку, впервые вошедшему в храм, сразу же станет понятен весь смысл христианства — нелепо.

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Необоснованно. Что значит "закрывает глаза"? Что имеется ввиду? Вопрос из серии: "Почему Вы закрываете глаза на проблему голода в Северной Нигерии?".

– Почему Церковь не покаялась в жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Политическая конъюнктура, не имеющая ничего общего с Церковью.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– Об обычном единстве. Преодолеть разногласия невозможно. Как и греховную природу человека, которая превращает разногласия в ненависть.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных Церквей?

– Считает.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных Церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– В задачи Церкви не входит преодоление политической раздробленности мира. Что есть "система поместных церквей" - читайте историю Православной Церкви. Этот вопрос невозможно обсуждать в рамках данной дискуссии.

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Это тоже самое, что и молитва христианина перед любым делом.

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Традиция. Кого смущают, например, армейские звания? Вдумайтесь в значение слова "майор" или "генерал".

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

– Проявление уважения и почитания к Евхаристии, Таинству, которое становится возможным через эти руки.

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?

– Не только не становится, но и никто в Церкви не говорит о "действенности". Тем более, сувениров.

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?

– Вопрос к Иисусу, который благословлял пищу "взяв хлеб, благословил…".

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Впервые про такое слышу. Не понимаю сути вопроса. В чем разница "мерных" и "обычных" икон.

Комментарий от joseph — Август 6, 2008 @ 10:51 пп

– Почему Церковь возводит в ранг святых и даже "равноапостольных" далеких от христианства людей, например, таких как император Константин, который до самой смерти оставался не только язычником, но и верховным жрецом римских богов?

– Нужно понимать, что "имеет ввиду" Церковь, называя кого-то святым. Нет ни одного святого, который был бы при жизни "белым и пушистым" по мирским понятиям.

– Почему Церковь канонизирует тех, кто отдал жизнь за свою веру – не должны ли так поступать все без исключения христиане? Не говорит ли этот факт о неспособности Церкви воспитывать в своей пастве христианское начало, о банкротстве Церкви как христианского пастыря?

– Разумеется, должны. И Церковь акцентирует внимание на примерах мученичества. Это говорит лишь о стремлении Церкви к идеалам христианской святости.

– Почему Церковь признает боговдохновенными "вселенские соборы", которые противоречат друг другу, то утверждая, то опровергая те или иные учения?

– Церковь – живой и развивающийся организм. Я, например, признаю все, сказанное мной ранее, даже, если позже мое мнение по вопросу претерпело некоторые изменения. Я не говорю, что то был не я или злой дух во мне говорил. Подобные утверждения более похожи на бред сумасшедшего, а не на размышления адекватного человека.

– Почему Церковь принимает в свое лоно языческие обряды и суеверия, считая, что их можно "освятить" и сделать приемлемыми для христиан?

– Не Церковь принимает, а люди свои привычки, с которыми не могут или не хотят расстаться, пытаются интегрировать в любую систему. Церковь не может быть исключением.

– Зачем Церкви ветхозаветные обряды, праздники и богослужебные практики?

– Необходима конкретизация. О чем идет речь? Я вот воду пью с самого рождения. Это мой персональный ветхий обряд? Или день рождения отмечаю. Это ветхий праздник?

– Почему Церковь считает, что Библия слишком сложна для понимания простых верующих, и не рекомендует ее самостоятельное изучение?

– Это не так. Церковь лишь предостерегает от самостоятельного понимания библейских истин, что неминуемо приводит к расколу. Достаточно посмотреть на историю протестантизма. Школа, например, тоже считает, что учебник математики слишком сложен для понимания простых учеников. Если просто раздать на руки учебник, в надежде, что каждый выучит математику самостоятельно, можно забыть о такой науке. Причем, в ближайшее время. Нужен учитель. И это очевидно. Почему же это менее очевидно, когда речь заходит об иной дисциплине?

– Почему начало служения Патриарха именуется "восшествием на престол", а при литургическом поминовении он именуется "Великим Господином и Отцом нашим"?

– Имеется в виду "престол Давида". Очень старый образ. Его историю нужно рассматривать отдельно. Как и многие традиционные понятия или названия, их этимологию и символику.

– Почему Церковь считает образцовой и священной историю Византийской империи, полную войн (в том числе с православными странами), междоусобиц, церковных расколов, интриг, лицемерия императоров и патриархов и многих других отвратительных дел?

– Потому же, почему евреи считают священной историю избранного народа, полную того же самого. Это не история народа или Церкви сама по себе. Это история взаимоотношения народа и Церкви с Богом. А общение с Богом священно по определению, даже, если вторая сторона этого общения проявила себя недостойно.

– Почему Церковь в лице Патриарха благословляет политические партии (например, партию "Справедливая Россия" в 2007 году)?

– Читайте ответ про спорт. К тому же вопрос не к Церкви, а к Патриарху. Его свободу воли пока никто не отменял.

– Как случилось, что высшие иерархи Церкви входят в число богатейших людей страны?

– Кому много дано, с того много и взыщется. Обсуждать действия конкретных людей я не имею морального права. А то, что Церковь, это "собрание грешников" я уже писал.

Комментарий от joseph — Август 7, 2008 @ 1:40 пп

Ответят вам православные! Ждите! Да в МП цензура круче сталинской. Если кто и вякнет, так за базар ответит, что до Анадыря полетит.

Комментарий от Валерий — Август 8, 2008 @ 12:52 пп

Ну, почему не ответят? Отвечают же. Вопрос в том, что отвечают единицы. И, в этом смысле, ключевым становится вопрос:

– Почему Церковь не может вести цивилизованную богословскую полемику со своими оппонентами из других конфессий, как это делали чтимые ею апологеты, вместо этого опускаясь до самых низких и черных технологий в духе советский пропаганды?"

- И на этот вопрос никто, кроме официальных представителей РПЦ МП ответить не сможет.

Остальные вопросы оставляю без внимания, поскольку, за двумя исключениями, эти вопросы, как мне кажется, адресованы православным клирикам из "управленческого аппарата" РПЦ ПМ и богословам с катехизаторами. У меня есть свое мнение по этим пунктам. Однако, я не считаю возможным его озвучивать, полагая, что мои слова могут стать очередной ненужной провокацией. Да, и лучше было бы, если бы "честь" Православной Церкви отстаивали православные люди. А то мне иногда как-то странно выступать в роли "адвоката" Церкви, к которой я не принадлежу.

Комментарий от joseph — Август 8, 2008 @ 5:09 пп

5 – 9 августа 2008 г.

© Портал-Credo.Ru, 2002-2008. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.

Пишите нам: editor@portal-credo.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Авторизация  



  • Объявления

    • Solo

      Ограничения на размещение постов



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor

      Мораторий на политику!



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      Сбор денег на хостинг в 2017 году

      08.08.2017

      Читаем и участвуем:  
×
×
  • Создать...