Beholder

Отчитки и кликушество

22 сообщения в этой теме

Отчитки – доходный «бизнес» многих крупных монастырей. Не так давно они проводились и в нашей Киево-Печерской лавре. К сожалению, церковный народ в целом плохо понимает что, присутствуя на подобном «шоу», вы сами рискуете подхватить такую болячку. Не думайте, что кликушеству подвержены лишь малограмотные и истеричные женщины – приходилось видеть и другие примеры. Да и тема одержимости очень уж муссируется в современной массовой культуре... Не знаю, обсуждалось ли это на разных православных форумах, но почти уверен тема зарабатывания на «бесноватых» паломниках там не поднималась, равно как и последствия присутствия на отчитках для простых верующих (и неверующих тоже). Кликушество и особенности национального религиозного туризма хорошо описаны еще в позапрошлом веке:

http://pathographia.narod.ru/new/KLIKUSHY.htm

Кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, есть явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа, кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как она нам известна по литературным источникам XVI и XVII века, и если оно до сих пор не обратило на себя должного внимания исследователей народного быта и врачей, то это объясняется тем, что оно протекает как бы под спудом обыденной жизни и прорывается лишь в виде отдельных взрывов в форме судебных процессов по расправе с колдунами или повальных эпидемий.

Распространено кликушество по всей России, но преимущественно на севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Москвой губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии, но дальше в Харьковской и в южных губерниях кликуши становятся очень редки и постепенно исчезают. На западе есть еще центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш—это Kиево-Печерская лавра.

Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Интересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов.

Кликушество в чистой своей форме свойственно почти исключительно женщинам. Хотя во многих случаях, особенно при эпидемиях кликушества, упоминаются заболевания мужчин, но это обыкновенно бывают либо настоящие душевнобольные, либо просто суеверные люди, приурочивающие свою старую болезнь к порче; типичных же проявлений кликушных припадков у мужчин почти не бывает.

Большую, если не первенствующую роль в развитии кликушества в России, играют монастыри, особенно московские и окрестных губерний. Уже в течение нескольких веков сюда стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление. Здесь их отчитывали специальными молитвами монахи, здесь им давались травы и священное масло, а в некоторых монастырях, как например в Москве в Симоновом монастыре, для бесноватых служится особая обедня, и отец Марк отчитывает их специально в продолжении шести недель. По монастырям во время службы, на крестных ходах и богомольях у чудотворных икон можно видеть массу кликуш, впадающих в состояние припадков. Эти припадки сильно поражают производимым ими впечатлением воображение окружающих и бурная картина виденного припадка хорошо запечатлевается в памяти простодушной поселянки, пришедшей на поклонение святынь из глухой русской деревни. Здесь большинство русских кликуш воспринимают и бессознательно обучаются тем проявлениям болезни, которые они позже, когда становятся сами кликушами, воспроизводят, благодаря болезненному подражанию.

Вообще кликушество редко протекает короткое время и проходит бесследно. В большинстве случаев болезнь длится много лет, а нередко и всю жизнь. Выздоровления встречаются, но редко,—не более 20—30 %. Несмотря на усиленное отчитывание в монастырях, куда они несут последние свои деньги, кликуша остается больною и лишь редко выздоравливает. Но зато облегчение в монастырях получают очень многие кликуши.

В народном убеждении болезнь эта не поддается никакому лечению, кроме отчитывания, почему кликуши, несмотря на свои тяжкие страдания, к врачам не обращаются.

"Доктор против этой болезни ничего не стоит,—вот святыня другое дело". С успехом, однако иногда лечат кликушество знахари, травами, наговорами. (sic!) Во всяком случае, выздоровлния бывают и тогда женщина возвращается к своему обычному состоянию, в каком находилась до болезни.

Начинается болъзнь большею частью сразу, с точно определяемого больными момента, который обычно, совпадает, согласно народному убеждению, с каким-нибудь происшествием, к которому больная прурочивает свою порчу. Часто, встретившись с подозреваемым в колдовстве лицом, но много чаще поев или выпив у него, или получив от него какую-либо вещь, больная вдруг чувствует себя неладно. Наэлектризованное суеверным страхом и скрытым дотоле опасением воображение, быстро поражается мыслю о том, не испорчена ли она. С мельчайшей ясностью в больном воображении восстановляется картина того, как она откушала у колдуньи, как поднеся кусок ко рту не осенила его крестным знаменем и не произнесла мысленно очистительной молитвы. Воображение дополняет остальное: тут всплывает и лукавая улыбка и недобрый глаз колдуньи; тут вспоминается и сказанная ею когда то угроза—и в пораженной опасешем душе возникает готовое уже решение — глубокое убежденье о том, что она испорчена. Хорошо знакомая в деревн картина порчи, тяжелые страдания больных женщин во время припадков их болезни уже не раз тяжело поражали деревенскую обитательницу и вот теперь мысль о том, что и ее ожидает такая же участь и страдания, что отныне и она будет на веки "порченая", всецело завладевает психикой будущей кликуши. Все ее внимание сосредотачивается на ее ощущенияхъ; она чутко прислушивается к своему организму и в это время достаточно самого незначительного повода, простой боли под ложечкой, чтобы вполне укоренить убеждение, господствовавшее до тех пор в форме опасения.

Это обыкновенный вид obsession, в форме присвоенной навязчивой идеи, укореняющейся при помощи внушения и самовнушения. Боязнь эта возникает не из идеи об одержимости злым духом, а наоборот, последняя возникает на основании этого явления виденного и заимствованным у других кликуш.

Боязнь святостей, строго говоря, есть главный симптом кликушества, если не как болезни, то как социального явления. Из этого явления выводится заключение о вселении в них нечистой силы и не будь его, большинство кликуш превратилось бы в простых истеричных женщин и кликушество в русской жизни никогда бы не имело такого большого социального значения.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня есть фото, как в одном из Новгородских древних монастырей освещают джипы. Фотографировал сам. ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня есть фото, как в одном из Новгородских древних монастырей освещают джипы. Фотографировал сам. ;)

а что в этом плохого? по крайней мере крыша от этого не едет...
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смешно и глупо освещать приборы "словом бога". ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смешно и глупо освещать приборы "словом бога". ;)

Это с Вашей точки зрения. А вообще это - общепринятая практика которая, повторю еще раз, не наносит какого-либо существенного психического ущерба участникам. В отличие от всяких там отчиток etc.
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Резко осуждает современную практику отчиток и профессор Московской духовной академии Алексей Осипов:

«Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес? Во-вторых, после отчитки некоторым становится еще хуже. Господь запрещал говорить бесноватым, а сейчас снимают беснование на видеопленку, и эти записи ходят по России: смотрите, что говорит бес! В-третьих, священник, который занимается этим, не имея духовных дарований, вредит и себе, и тем, кто к нему приходит».

Наверное причина резко возросшего спроса на отчитки - это желание людей получить мгновенный результат, ничего не делая самостоятельно. Логика примерно такая "Что-то у меня дела идут плохо, наверное меня бас искушает!!!" И вместо того что бы попоститься, покаятся, причаститься Святых Христовых Тайн, лучше съездить на отчитку.

Человек с проблемой ищет ее причину (если вообще ищет) в большинстве случаев вне себя, отсюда такой спрос.

По поводу высокодоходного бизнеса монастырей. Это тоже любимое занятие нашего человека считать деньги брата своего.

Позвольте узнать откуда информация о высоких доходах? Есть какие-то финансовые данные кроме то что "кажется"?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

т.е. речь о MLM-православном. В неком смысле.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Православие не подразумевает что-то автоматическое. То есь православный автоматически не становится святым, не излечиватеся от болезней и прочее. Суть вообще христианвкой веры в том, что бы дать понять человеку, что ьаз Бога он ничего же творить не может!

Кстати как вы думаете что дает человеку исполнение 10-ти заповедей?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Православие не подразумевает что-то автоматическое. То есь православный автоматически не становится святым, не излечиватеся от болезней и прочее. Суть вообще христианвкой веры в том, что бы дать понять человеку, что ьаз Бога он ничего же творить не может!

Кстати как вы думаете что дает человеку исполнение 10-ти заповедей?

И много таких людей Вы встречали в жизни? Кто исполняет все 10 заповедей? ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По поводу высокодоходного бизнеса монастырей. Это тоже любимое занятие нашего человека считать деньги брата своего.

Позвольте узнать откуда информация о высоких доходах? Есть какие-то финансовые данные кроме то что "кажется"?

(задумчиво глядя на купола К-П лавры) да видно все это… невооруженным глазом. Собственно отчитки «бизнесом» можно назвать лишь в кавычках поскольку они в 1-ю очередь влияют на посещаемость монастыря и, соответственно, продаваемость всего, что там продается и пожертвуемость всего, что там жертвуется (сейчас в ходу и более действенные способы «раскрутки» ;) ). У ряда монастырей бренд и без того настолько раскручен, что ему эти визжаще-хрюкающие «бесноватые» толпы лишь вредят – очень уж кондово как-то. Сейчас ведь гламур в моде, в церковной моде в т.ч. Потому «экзорцистов» и повыгоняли из той и другой лавр… Осипов, кстати, сам это действо мог наблюдать когда-то в непосредственной близости. Может, в этом контексте и следует понимать его высказывание.

Впрочем, как можно понять, он все же считает, что это все действительно одержимость. Поэтому его подход научным назвать нельзя… А это

Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес?

- вообще перл тот еще…

А какие параллели можно провести с MLM?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

(задумчиво глядя на купола К-П лавры) да видно все это… невооруженным глазом. Собственно отчитки «бизнесом» можно назвать лишь в кавычках поскольку они в 1-ю очередь влияют на посещаемость монастыря и, соответственно, продаваемость всего, что там продается и пожертвуемость всего, что там жертвуется (сейчас в ходу и более действенные способы «раскрутки» ;) ). У ряда монастырей бренд и без того настолько раскручен, что ему эти визжаще-хрюкающие «бесноватые» толпы лишь вредят – очень уж кондово как-то. Сейчас ведь гламур в моде, в церковной моде в т.ч. Потому «экзорцистов» и повыгоняли из той и другой лавр… Осипов, кстати, сам это действо мог наблюдать когда-то в непосредственной близости. Может, в этом контексте и следует понимать его высказывание.

Впрочем, как можно понять, он все же считает, что это все действительно одержимость. Поэтому его подход научным назвать нельзя… А это - вообще перл тот еще…

А какие параллели можно провести с MLM?

Вопрос. А вы сами верите во что? Что является для вас очень важным в жизни. Цель какова?

Кстати термин научный атеизм, анитнаучен. Потому что эта наука не справилась со своими задачами - она не доказала что Бога нет. Нет ни одного научного факта на эту тему.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас в России около 13000 монастырей, из них отчитка есть максимум в 100, посещается примерно 1500 монастырей.

Так что как PR это не работает.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас в России около 13000 монастырей, из них отчитка есть максимум в 100, посещается примерно 1500 монастырей.

Так что как PR это не работает.

А в Церквях разве нельзя делать отчитку? :pioneer:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос. А вы сами верите во что? Что является для вас очень важным в жизни. Цель какова?

В Бога верю. Вполне ортодоксально.

При желании можно привести примеры, когда клиенты «отчиток» продавали жилье и селились рядом с тем или иным монастырем. По благословению духовника, разумеется – чтоб «вместе отмаливать» и т.д.

Как это работает – описано еще в цитированном выше очерке. Разбирать церковные ПР-технологии у меня нет никакого желания. Я лишь хотел сказать, что подобная практика наносит серьезный ущерб психическому здоровью верующих поскольку не соответствует истинной природе кликушества - нервного расстройства навязчивого характера.

В приходских церквях такое делать можно, только «белое» духовенство за это обычно не берется.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изыди, окаянный! - http://www.og.ru/articles/2008/02/08/27882.shtml

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изыди, окаянный!

Папа Римский Бенедикт XVI не далее как на прошлой неделе приказал епископам создать отряды экзорцистов – священников, обученных борьбе с одержимостью. Теперь в каждой епархии будет несколько приходов, специализирующихся на изгнании бесов. Руководство Русской православной церкви такую практику не приветствует, но и у нас появляются все больше священников, о сверхъестественных способностях которых бороться с чертовщиной слагаются легенды. К ним на так называемую отчитку едут со всей страны, даже целыми автобусами. «Новые Известия» попытались понять, почему этот архаичный обряд стал модным в наши дни.

Экзорцизм – явление, которое еще полвека назад считалось пережитком Средневековья. Однако расцвет оккультизма заставил Ватикан вспомнить о хорошо забытом старом. В 70-е годы об экзорцизме, который в православной традиции называется отчиткой, заговорили и в нашей стране. Правда, существовало всего два-три места, где старцы – опытные, прозорливые священники – практиковали обряд изгнания бесов. Сегодня же все чаще приходится слышать о батюшках, совершающих отчитку.

Отцы-чудотворцы

Пожалуй, самый известный из них – архимандрит Герман (Чесноков) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он проводит коллективные отчитки почти каждый день. «Почему выбрали именно меня, не знаю, – говорит отец Герман. – Служба как служба. Любой священник, получивший благословение, имеет право этим заниматься. Не всем, кто имеет тяжелые недуги, надо обязательно идти на изгнание бесов. В тех случаях, когда человеку требуется, скажем, операция, я даю телефоны врачей».

К отцу Герману стекаются сотни людей. Массовость этих «сеансов», по словам тех, кто верит в их действенность, представляет такую же опасность, как скопление народа во время эпидемий: в придачу к своим бесам легко можно подхватить соседских.

Еще один священник, о котором ходит слава экзорциста, – игумен Дионисий (Колесников), служащий в селе Константиновка Амурской области. В православной среде чрезвычайно популярен видеофильм «Бесы» о протоиерее Василии Лихване, настоятеле храма Святого Иоанна Воина в Новокузнецке. «Когда я стал настоятелем, – говорит отец Василий, – ко мне за помощью стали приходить много людей: и со всего Кузбасса, и со всей Сибири, а теперь уже и из-за границы. Я сказал, что люди приходят ко мне, но это неверно, люди приходят в храм, а значит, к Господу. Я же никто, я лишь инструмент в руках Божьих». Известны также иеромонах Пантелеимон (Ледин) из Пскова, автор книг «Невидимая битва» и «Козни бесовские», и архимандрит Мирон (Пепеляев) из Псково-Печерского монастыря. Все они имеют благословение на отчитку своих правящих архиереев, а отец Герман – самого Патриарха, при том, что Святейший несколько лет назад осудил участившуюся практику отчиток. Его поддержали большинство иерархов. Ведь благодаря такой практике батюшки приобретают репутацию старцев, а с нею и независимость от начальства. Однако число экзорцистов растет: спрос рождает предложения.

«Вот, уже подействовало!»

В маленьком Надвратном храме в честь рождества св. Иоанна Предтечи, где побывал корреспондент «НИ», яблоку негде было упасть. За полтора часа до начала отчитки сюда пришли около ста человек. У каждого своя болячка, и каждый надеялся на силу молитвы отца Германа. Действительно одержимых было двое: парень лет двадцати, которого привели родители, и женщина в сопровождении племянницы. Остальные жаловались на головные боли, ломоту в спине и ногах, ухудшившееся зрение, семейные конфликты.

Вход на отчитку свободен и бесплатен. Добровольное пожертвование, «сколько не жалко», и свечка за здравие – не в счет. Появление у алтаря отца Германа заметно взволновало некоторых, и по толпе пронесся радостный шепот: «Вот, уже подействовало!»

Перед отчиткой была произнесена полуторачасовая проповедь о греховности современного образа жизни. Особенно досталось телевидению, колдунам и неким «темным силам во власти». Запретил отец Герман выходить замуж за разведенных и наказал всем венчаться в храме, «чтобы дети не болели». Сам чин состоял из множества молитв, сопровождаемых помазанием маслом из Иерусалима, обильным окроплением святой водой, каждением, отчего сразу резко запахло ладаном, и наложением креста на головы.

По окончании обряда все получали напутственные слова. Родителям, жалующимся на болезнь своего малыша, к примеру, монах велел обвенчаться. Двум женщинам, просившим за болеющего сына и брата, порекомендовал передать занемогшему, чтобы он отложил все свои дела и всерьез взялся за лечение. «Бесы – это болезни, – таков лейтмотив отчитки. – И их изгнание – это лечение».

Отец Герман рекомендует проходить отчитку три раза. В качестве обязательного требования – исповедь перед ней, а после трех отчиток – соборование и причащение. По словам старожилов, чин исцеляет от всего на свете при условии, что покаяние приносится от чистого сердца.

Полный автобус нечисти

Можно сказать, отчитка стала в современной России своеобразной православной модой. И, как всякая массовая мода, поверхностна. «Изгнание бесов сегодня – в самом деле достаточно частое явление, – рассказала «НИ» психотерапевт Татьяна Муха. – Человек ощущает свою нецелостность, и, если священник производит над ним ритуал, у него на время может создаться иллюзия исцеления. Но зачастую отчитка только ухудшает психическое состояние. Ведь священник прибегает при этом к сильнодействующим методам, и люди начинают вести себя, как безумные. Скорее всего, батюшка, который берется проводить такие ритуалы, сам ощущает свою нецелостность, деля все на черное и белое. Мнение больного о себе как о бесноватом может быть сильно выраженной формой невроза. Чтобы помочь такому человеку, необходимо в первую очередь его выслушать, а потом спокойно объяснить, как это может повлиять на отношения с окружающими. В подобных случаях все-таки полезнее обратиться к медикам».

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) возмущается: в последнее время практикуются поездки для отчитки целыми автобусами, организованные паломническими центрами РПЦ. «Нужно это человеку или не нужно – даже не спрашивается. Нормальные люди собираются на отчитку невесть зачем. И я знаю такие примеры, когда здоровые, отправляясь на отчитку, и в самом деле становились бесноватыми».

Резко осуждает современную практику отчиток и профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: «Во-первых, откуда известно, что человеку будет полезно, если из него будет изгнан бес? Во-вторых, после отчитки некоторым становится еще хуже. Господь запрещал говорить бесноватым, а сейчас снимают беснование на видеопленку, и эти записи ходят по России: смотрите, что говорит бес! В-третьих, священник, который занимается этим, не имея духовных дарований, вредит и себе, и тем, кто к нему приходит».

Младшие братья инопланетян

А вред этот, кстати, может быть не только психическим, но и физическим. На днях в Румынии на семь лет тюрьмы был осужден православный священник Даниил Короджяну – за убийство монахини во время ритуала изгнания нечистой силы. 23-летняя женщина провела несколько дней без воды и еды, привязанной цепями к кресту. В 2000 году суд Мексики выписал ордер на арест католического священника, обвиненного в нанесении травм участнице ритуала изгнания дьявола. Выписаны были также ордера на арест двух других экзорцистов, которые подожгли уголь в закрытом помещении, чтобы изгнать бесов из собравшихся там верующих. В результате отравления угарным газом погибли семь человек, и двое попали в госпиталь.

В православной среде бесноватость считается не душевной, а духовной болезнью. С этим не согласны медики. «С людьми, убежденными, что в них вселились бесы, я сталкиваюсь почти каждый день, – сообщил «НИ» врач-психиатр Владимир Файнзильберг. – Это один из видов психического расстройства. А каковы причины? В психиатрии все зависит от тенденций в обществе. Раньше темой подобных расстройств был космос, а сегодня популярно все, что связано с церковью. Обществу не хватает по-настоящему сильной идеологии, поэтому людям легко запудрить мозги. «Беснование» поддается медикаментозному лечению. Правда, срок его бывает разным – все зависит от диагноза».

Психиатры утверждают, что, помимо расстройства психики, феномен беснования может быть вызван участием в оккультных практиках, чтением магической литературы, обращением к «знахарям», «целителям» и «экстрасенсам». При этом на волне моды появились и лжебесноватые. Четыре года назад по приходам и монастырям Сумской епархии было распространено письмо епископа Иова (Смакоуза), цель которого – ограничить беснование и лжебеснование. Поводом для этого послужили беспорядки в храмах, в которых служат священники, занимающиеся отчитками.

Эпидемия чертовщины

«Вера в бесов – не что иное, как обратный результат усиления влияния религии на массовое сознание, – заявил «НИ» сопредседатель совета российского Института свободы совести Сергей Мозговой. – Бес – это безадресное проецирование неудовлетворенности, размытое, неосознанное представление о зле, которое резко возрастает в периоды социальной неустроенности. Это сопровождается усилением эсхатологических настроений. Препятствовать распространению подобных суеверий должна в первую очередь сама Церковь. Невежество – это и ее враг».

Христианство никогда не перестанет верить в существование бесов. Однако вера – одно, а мода на экзорцизм – совсем другое. К счастью, и среди священников есть люди здравомыслящие, относящиеся к разговорам о тотальном «бешенстве» скептически. Покойный митрополит Сурожский Антоний (Блум) вспоминал, как к нему в бытность его в Париже обратились родственники иконописца, который вдруг стал вести себя очень странно. Художника начали отчитывать, соборовать, чаще причащать, но он все равно не поправлялся. Будущий митрополит, выпускник биологического и медицинского факультетов Сорбонны, ответил: «Отдайте его нам в психиатрическую клинику, мы его будем лечить электрошоком. Бесу электрический ток вреда не принесет, а человека может спасти». И больной выздоровел. Свой рассказ владыка завершает словами: «Делайте все, что возможно с человеческой точки зрения, с точки зрения лекарств, лечения, психиатрической помощи. И молитесь».

08 февраля 2008 г.

Общая газета.ru | Общество

http://www.og.ru/articles/2008/02/08/27882.shtml

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос. Кем инициируется процесс отчитки? В общем-то это может инициировать сам человек либо на это нужно чье-то разрешение, чье-т о объективное решение?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос. Кем инициируется процесс отчитки? В общем-то это может инициировать сам человек либо на это нужно чье-то разрешение, чье-т о объективное решение?

А что здесь можно считать ОБЪЕКТИВНЫМ решением? :newconfus:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос. Кем инициируется процесс отчитки? В общем-то это может инициировать сам человек либо на это нужно чье-то разрешение, чье-т о объективное решение?

"Институт" отчиток в таком виде как он сложился в русском православии описан в цитированных выше статьях. похоже, это исключительно местная традиция, легитимность которой в глазах верующих оправдывается ее относительной древностю. Осмыслением проблемы в целом и разработкой общей "политики", "постановкой диагноза" и хоть каким-то анализом в конкретных случаях, насколько можно понять, никто из иерархии особо себя не утруждает. у католиков с экзорцизмом гораздо лучше, кстати. интересно было бы сравнить с подобными практиками у православных южных славян и греков.

Так что вся ответственность - на "конечном пользователе". именно он в конечном итоге оказывается виноват в том что ищет причину вне себя, хочет получить результат не делая ничего самостоятельно и пр.

Общий принцип - "спасение утопающих /в религии/ - дело рук самих утопающих" ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смешно и глупо освещать приборы "словом бога". ;)

А жилье? <_<

Может он в машине очень много времени проводит?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня есть фото, как в одном из Новгородских древних монастырей освещают джипы. Фотографировал сам. ;)

Между прочим используется древний чин на "освящение колесницы"

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Между прочим используется древний чин на "освящение колесницы"

Колесница это боевое транспортное средство и освящение воинов и их оружия не имеет отношения к освещению иномарок обывателей. ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах



  • Объявления

    • Solo



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      08.08.2017

      Читаем и участвуем: