Redactor

Рассылка: "Виды консультирования" ч. 2

1 сообщение в этой теме

Часть 2. Виды консультирования

Существует три типа консультирования «жертв» деструктивных культов:

1. Консультирование по выходу;

2. Подход стратегического взаимодействия (ПСВ)

3. Депрограммирование.

Первые два типа консультирования общепризнанны и применяемы, а «Депрограммирование» противозаконно и запрещено, что правда не мешает «доморощенным сектоведам» применять данный метод.

--------------------------------------------------------------------------------

Консультирование по выходу

Данный способ работы, разработанный Кэрол и Ноэлем Джиамбалво, является одним из самых популярных и широко применяется в США. По своему характеру - это недирективный просветительский подход семейного консультирования.

Будучи методом реагирования на нужды семьи, КРМ не ставит задачу её сохранения, а также непременного выхода её члена из культа. Его цель - помощь в принятии информированного решения на основе предоставления соответствующей информации.

Следует отметить, что для проведения КРМ необходимо, чтобы члены семьи поддерживали достаточно прочные связи с культистом. Если этого нет, то членам семьи необходимо работать над улучшением общения и взаимопонимания с кульгистом. Для этого члены семьи, выразившие желание участвовать в команде КРМ, под руководством психолога изучают методы эффективного общения и доктрину группы, а также методы контроля сознания в культах. Только после возобновления устойчивого контакта с членом культа возможно применение КРМ.

Цель консультирования о выходе (exit counseling) - не насильственное удержание адепта того или иного культа в семье, а добровольное восстановление навыков критического и реалистического мышления для преодоления контроля сознания. Консультанты по выходу не нарушают право клиента на самоопределение и не пытаются нечестно повлиять на идеологические или духовные его ориентации. Консультирование о выходе весьма специфично и требует специальной подготовки и переподготовки психологов и психотерапевтов, которые за него берутся, поскольку требует многих навыков и знаний, отсутствующих в распространенных техниках консультирования.

Консультирование о реформировании мышления (или консультирование по выходу) в узком смысле слова - это интенсивная информационная терапия участника деструктивной «организации», проводимая группой консультантов из 3-4 человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3-5 суток по 12-16 часов в день. Цель такого консультирования не заключается в обязательном уходе консультируемого из деструктивной «организации». Конечной целью является восстановление у «жертвы» индивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного на информированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнее обозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющей более полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы на личность.

Давайте рассмотрим общий процесс консультирования.

1) Официальное представление консультанта по выходу (специалиста по КРМ)

В самом начале воздействия семья представляет психологов культисту. Специалисты по КРМ с самого начала стараются поставить его в удобные условия, объяснив свои намерения и подчёркивая, что они здесь в ответ на охватившую всю семью тревогу, возникшую из-за участия данного человека в культе. При этом они не отрицают, что в участии культиста в группе могут быть и истинно хорошие моменты. Однако, с точки зрения консультанта по выходу, у культиста недостаточно информации для оценки группы. Главной целью консультанта является обзор имеющихся источников совместно с культистом, а не спор или убеждение. При этом специалисты по КРМ должны подчеркнуть, что они честны и готовы слушать. Культист сам будет решать, какое мнение на его жизнь эта информация будет иметь.

2) Враждебность, отрицание и диссоциация

В процессе начальной фазы КРМ часто имеет место отрицание или отмежевание со стороны культиста от определённых фактов или воспоминаний, сопровождаемое демонстрацией явной или скрытой враждебности. При отрицании факты или воспоминания подавляются или заново истолковываются, оставляя лишь неясное осознание, поскольку включаются механизмы психологической защиты. Следует особо отметить, что в момент отрицания культисты не лгут сознательно - это неосознанный обман. Помощь культисту в признании хотя бы незначительного случая лжи может подвергнуть сомнению его фундаментальное допущение, будто члены группы и её лидеры никогда не лгут. Коль скоро культист начинает сомневаться в этом предположении, он становится способным признать другие случаи обмана, от которых зависит культовая группа.

При диссоциации, вызванной «удвоением личности» (данный феномен будет рассмотрен в следующей рассылке), культисты не стремятся замалчивать те или иные аспекты культовой практики, связанной с манипуляцией сознанием.

Часто причина кроется в том, что в их сознании не были запечатлены определённые переживания либо аспекты переживаний и никогда не существовало понимания манипулирования, связанного с тем или иным событием.

Отличить отрицание от расщепления или удвоения личности иногда достаточно трудно, но это различие важно иметь в виду, поскольку каждое из них требует своего подхода, если требуется пробудить у личности умение критически мыслить. Терпение наиболее эффективный способ справиться с отрицанием. По мере того, как растёт понимание культиста, его потребность отрицать уменьшается. При диссоциации также требуется терпеливое предоставление информации. Здесь следует обсудить тактику контроля сознания, принятую в культе.

3) Сопротивление

Демонстративное сопротивление культиста информации, предоставляемой специалистом по КРМ, является положительным знаком, поскольку при нём человек просто старается уйти от обсуждения предмета, нежели отрицать его. Признаки сопротивления обычно включают попытки сменить тему или придирки. Отмечая наличие сопротивления, консультант должен продолжить информационное воздействие.

4) Интерес

Когда клиент начинает задавать вопросы относительно предоставляемой ему информации и дополнительно требовать её, этот человек проявляет интерес, что является признаком прогресса. Другие признаки интереса включают изменение качества отношений: молчаливая враждебность сменяется теплотой, дружелюбием; документы изучаются без понуждения и т.д.

5) Участие

Эта стадия характеризуется усложнённым интересом. Культист уже не только требует, но и даёт информацию о деструктивной деятельности группы. Он всё ещё может не соглашаться со специалистами по КРМ, но уже не проявляет враждебности по отношению к ним. На данном этапе клиент уже участвует в поиске истины, а не просто положительно или отрицательно отвечает на информацию психологов-консультантов. Он обретает способность смотреть на события с разных точек зрения и понимает, что позиция культа является лишь одной из них. Эта перемена носит решающий характер.

6) Установление взаимосвязей

Когда культист начинает устанавливать взаимосвязи между центами информации - это говорит о том, что процесс КРМ продвигается успешно и позитивно. Клиент не только начинает видеть все «за» и «против», но оценивает и сравнивает их и, наконец, начинает создавать последовательную, самостоятельно выбранную и основанную Информированности точку зрения, что является признаком успеха в консультировании о реформировании мышления человек начинает мыслить независимо.

Культисты с большим «стажем» часто склонны быстрее откликаться на информацию специалистов по КРМ, т.к. они имели некоторые возможности видеть «тёмные» стороны культа. Те же, кто присоединился к той или иной псевдорелигиозной организации сравнительно недавно, часто с трудом признают надежность предоставляемой им информации, поскольку это кажется несовместимым и с их собственным опытом.

Признаки установления взаимосвязей таковы:

Адекватное восприятие внешнего мира и признание наличия и правомерности различных точек зрения.

Понимание манилулятивного воздействия деструктивного культа в качестве причины формирования дезадаптивных установок.

Спонтанное и добровольное предоставление примеров контроля

в группе, желание и признание моментов отрицания, сопротивления и восприятие альтернатив культовой группе не только с интеллектуальной, умозрительной точки зрения, но и в качестве реального выбора, который клиент в состоянии сделать.

Когда клиент демонстрирует такое понимание и поведение, уход из культа становится весьма вероятным. Консультанты выходу уважают любой выбор. Если человек в силу тех или иных причин предпочитает остаться в группе, психолог ему и его семье, что у них теперь есть знание, может быть использовано для усиления его автономии и улучшения семейных отношений. Если же клиент решает покинуть культовую группу, что случается в большинстве случаев, специалист по КРМ обеспечивает его информацией о том, какие ресурсы могут ему помочь.

Сами авторы этого подхода пишут о нем, что он «является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени, договорным образовательным процессом, который придает особое значение сообщению информации членам эксплуататорски манипулятивных групп, обычно называемых культами». Он «отличается от депрограммирования, которое получило большое освещение в средствах массовой информации в конце 1970-х годов и в 1980-е годы, здесь первое является добровольным процессом, в то время как последнее обычно ассоциируется с временным ограничением «жертвы»».

Консультирования о «насилии над сознанием» обычно начинаются по инициативе родственников члена группы. Как правило, родственники, обеспокоенные участием близкого в «организации», договариваются о встрече наедине или о телефонной консультации с консультантом «по реформированию мышления» (консультирования по выходу) или с «командой» таких консультантов. Если консультант считает случай подходящим и клиент соглашается, они будут действовать. Во-первых, родственники должны узнать о культовом манипулировании (особенно о том, которое использует группа, привлекшая их близкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с «жертвой». Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом «по реформированию мышления». Затем консультант и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить «жертву» поговорить с консультантом «по реформированию мышления».

Когда семья представляет консультанта по психологическому насилию «жертве», консультант обычно будет представлять участие в культе как семейную проблему, каким оно действительно является. Консультант «по реформированию мышления» просит «жертву» принять участие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая может помочь ему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если «жертва» соглашается, что случается в большинстве случаев, консультант «по реформированию мышления» может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая значение этой информации для «жертвы» и семьи. Консультант «по реформированию мышления», хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать на «жертву», который решает, как реагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им.

Консультант «по реформированию мышления» уважает окончательное решение «жертвы», заключается ли оно в том, чтобы остаться в группе, или в том, чтобы уйти. Если «жертва» покидает группу, консультант обеспечивает его информацией о том, как продолжать образовательный процесс, начатый во время консультирования «о реформировании мышления», и где получить помощь для того, чтобы справиться с послекультовыми проблемами. Большинство консультантов «по реформированию мышления» полагают, что когда «жертва» дает им достаточное время для представления их информации - обычно около трех дней - человек решает уйти из культа примерно в 90% случаев. Если «жертва» не дает консультантам достаточного времени, но слушает их информацию до определенной степени, неофициальные оценки отмечают, что около 60% решат, в конечном счете, покинуть группу. Однако, не существует способа предсказать заранее, даст ли конкретная «жертва» достаточно времени консультанту и, если даст, будет ли он среди тех 90%, которые уходят, или среди тех 10%, которые остаются в группе.

Хотя существуют различные подходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи или пострадавшего члена семьи и стремятся помочь «жертвам», обеспечивая их информацией, о которой они не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво, можно назвать сосредоточенным на информации консультированием о выходе. Он связан, но, тем не менее, отличается от сосредоточенного на процессе консультирования о выходе, или оттого, что С. Хассен называет «стратегической терапией воздействия» (ПСВ), и от подходов, которые выдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего то или иное религиозное переобращение (обращение в традиционную веру – «перевербовка»).

Основное различие первых двух подходов состоит в том, что С. Хассен допускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведении клиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых манипулятивных приемов. Подробности этих различий могут увеличить объем данной работы в несколько раз, чем меньше принуждения и чем больше неманипулятивного побуждения в процессе КРМ, тем эффект чище и надежнее.

Тем неприемлемы для этики практического психолога или психотерапевта должны быть попытки предопределить в ходе КРМ изменения в более широкой и глубокой системе жизненных, духовных, в том числе и религиозных, взглядов клиента. Как подчеркивают американские коллеги: «Было бы самонадеянно упрощенным для консультантов по выходу утверждать, что за несколько дней они могут помочь «жертве» провести основанную на информированности оценку культовой вовлеченности и принять информированное решение относительно послекультовых обязательств. Разрешение этих духовных проблем является частью процесса выздоровления, а не консультирования о выходе.

Таким же образом, существенная психологическая перемена также требует времени и усилий. Консультирование о выходе не производит существенной психологической перемены. Оно просто обеспечивает информацией, которая является катализатором перемены, которая пробуждает «жертв», затем уже способных сделать истинный выбор, вытекающий скорее изнутри, нежели снаружи. Опора на психологические «методики» в консультировании о выходе может, в конечном счете, сделать более трудным для «жертва» определение того, был ли выбор, сделанный ими во время консультирования о выходе, действительно их выбором, а не консультанта по выходу».

Необходимо также различать КРМ и негативно окрашенное «Депрограммирование». Последнее отличается от КРМ в основном только применением методов физического извлечения (похищения) «жертвы» из группы и таких же методов удержания «жертвы» в месте консультирования (охрана, изолированное запертое помещение). Сам процесс консультирования и его содержание при депрограммировании практически ничем не отличается от того, что происходит при КРМ. Но применение даже самых умеренных доз насилия (не больше нескольких синяков при вталкивании в машину) приводило и может приводить к тому, что депрограммируемый испытывает сильную психологическую травму, от которой в свою очередь долго не может избавиться. В настоящее время считается, что депрограммирование этически оправдано только в ситуации, когда обнаруживается явная угроза жизни и здоровью близкого человека, оказавшегося в культе. В этом случае и больше вероятность юридически оправдать такое действие, которое является противозаконным «по духу». Все сообщения представителей культов о пытках, издевательствах и сексуальном насилии при депрограммировании - ложь с целью запугать своих приверженцев. Имидж «депрограммирования» служит тому, чтобы скрыть правду о консультировании о выходе (КРМ).

--------------------------------------------------------------------------------

"Подход стратегического взаимодействия (ПСВ)"

Автором этого подхода, первоначально называвшимся «Терапия стратегического воздействия», является американский психолог-консультант Стивен Хассен.

ПСВ - это разновидность бихевиористски-ориентированного семейного консультирования с использованием методов НЛП, Эриксоновского гипноза и ролевых игр, призванная помочь жертвам деструктивного контроля сознания в избавлении от культовой зависимости и осуществить коррекцию культовых травм. Она сосредоточена на процессе изменения, т.е. здесь важнее то, как люди пришли к перемене, а не то, что или как они изменили. Это обусловливает множество психотехник, направленных на стимулирование психологических перемен в сознании клиента. Наряду с активным использованием психотехник С. Хассеном широко используется и предоставление информации о теории и реальной деятельности того или иного культа. Однако сторонники КРМ нередко упрекают его в неправомерном, на их взгляд, уклонении в сторону некоторой манипулятивности. Впрочем, данный подход весьма действенен с точки зрения результата и может использоваться наряду с методом К. Джиамбалво.

Основные принципы ПСВ таковы:

1. Люди испытывают потребность и желают расти.

2. Сосредоточенность на ситуации «здесь и теперь». Клиент побуждается сфокусировать свое внимание не на тех или иных ошибочных действиях в прошлом, а на том, что он может сделать в настоящем. Прошлое полезно лишь в той мере, в которой оно обеспечивает информацией, полезной в настоящем времени.

3. Человек всегда выбирает то, что он считает наилучшим в данный момент. Люди не склонны действовать во вред себе и делают то, что по их убеждению является для них наилучшим. Члены культов позволяют идеологически обрабатывать себя только потому, что верят в благие намерения группы и надеются что-то получить от неё в качестве выигрыша.

4. Каждый клиент и каждая ситуация по-своему уникальна. Поскольку любой человек имеет особый способ понимания и взаимодействия с реальностью, данный подход полностью сосредоточен на клиенте, т.е. психолог стремится быть полезным клиенту и не ожидает, что тот приспособится к нему. Работа консультанта заключается в том, чтобы понять человека: что он ценит, в чём нуждается, чего хочет и как думает. Психологу нужно эмпатически понять клиента, чтобы помочь осуществить желание его изначальной личности - покинуть манипулятивную деструктивную культовую группу.

5. Сфокусированность на семье. Члены семьи и друзья жизненно важны для самых нерешенных случаев. Их можно обучить способам максимально эффективного общения с участником культа путём проведения ролевых игр. Таким образом, психолог приобретает дополнительные эмоциональные и личностные рычаги, чтобы добиться сотрудничества культиста. Когда члены семьи узнают, как эффективно взаимодействовать, они делают очень много, чтобы помочь индивиду выйти из группы. Во время воздействия этот фактор часто оказывается решающим.

Работа психолога заключается в том, чтобы показать четыре вещи:

он находится в ловушке;

он на самом деле не выбирал попадание в ловушку (т.е. не давал на это информированное согласие);

другие люди в культах находятся в подобной же ситуации;

из ловушки можно выбраться.

Исходя из этих четырёх пунктов, психолог применяющий ПСВ. не должен пытаться во время проведения консультирования тем или иным путём принудить культиста из группы. Его задача, помочь увидеть различные варианты выбора, предлагая различные перспективы и благоприятные возможности и затем поощрить клиента делать то, что, по его мнению, является наилучшим и способствует ощущению полного контроля за ситуацией с его стороны.

КАК проходит процедура ПСВ? Прежде всего, происходит формирование команды стратегического взаимодействия. В идеале она должна включать в свой состав помимо членов семьи клиента бывших участников того культа, в котором он состоит, священника той конфессии, к которой принадлежит семья, если они верующие и, наконец, самого психолога.

ПСВ - это весьма структурированный процесс, имеющий переделённый сюжет, начало, середину и конец, являющиеся его необходимыми элементами. Члены команды представляются клиенту не одновременно, а в соответствии с планом, который может часто меняться в зависимости от возникающих по ходу дела потребностей. На всё время воздействия люди, участвующие в команде стратегического взаимодействия, берут перерыв на работе, откладывают в сторону повседневную рутину и дают культисту понять, что он важен для них и что его проблема требует безотлагательного решения.

Здесь очень важно, чтобы у членов команды на момент проведения процедуры ПСВ уже были налажены позитивные взаимоотношения с культистом, достигнутые в ходе предшествующих мини-взаимодействий.

Как уже было сказано выше, первый шаг заключается в отборе нескольких наиболее важных членов команды, которая должна состоять из людей, общение с которыми наибольшей вероятностью приведёт к ощутимым позитивным сдвигам в поведении и мировоззрении клиента. Руководителю группы важно использовать то, что ему известно о культисте, чтобы знать, какое воздействие стимулировало бы его и увлекло и побудило бы соучаствовать. Именно поэтому лучшие ведущие ПСВ - это бывшие культисты, имеющие психологическое образование. При подборе членов команды стратегического воздействия важно ввести в её состав бывшего члена того культа, в котором состоит клиент. При этом весьма желательно, чтобы его интересы совпадал и с докультовыми хобби человека, состоящего в культе, поскольку это помогает быстро установить контакт с его докультовой личностью и добиться взаимопонимания и уважения со стороны клиента.

При подготовке ПСВ очень важно определить время и место, где оно будет происходить. Если клиент постоянно находится на территории, принадлежащей культовой организации, психологу, совместно с членами семьи нужно продумать возможные ситуации, при которых клиент может оказаться на некоторое время вне досягаемости группы. При этом не следует осуществлять воздействие в первый его визит, так как он, скорее, всего, будет максимально осторожен. Его возможные опасения нужно уменьшить, наполнив его первое посещение самыми приятными впечатлениями. Выбор места также имеет большое значение. Оно должно быть связано с положительными эмоциями и располагаться вне зоны досягаемости культа.

После этого член группы, пользующийся наибольшим доверием, уважением и эмоциональным влиянием, обращается к культисту с предложением посетить семью ни несколько дней. При этом культист должен чувствовать, что он контролирует ситуацию.

Нужно иметь в виду, что лидеры культа будут препятствовать этой встрече или настаивать на том, чтобы вместе с клиентом находился другой участник культа, занимающий более высокое положение в организации. Поскольку для успеха процедуры ПСВ важно, чтобы клиент думал самостоятельно, необходимо последовательно настаивать на том, чтобы клиент был единственным представителем культа в ходе взаимодействия.

Согласившись на встречу с членами команды стратегического взаимодействия, культист возможно пожелает поддерживать связь с культовыми лидерами по телефону, что даёт им возможность прервать ход ПСВ. Это следует учитывать, заранее поговорить с культистом, подтолкнув его к размышлениям о том, как бы отреагировала его организация, если бы он позвонил туда и вежливо попросил дать ему время побыть вне группы. Если же культист настаивает телефонном разговоре, нужно тактично попросить его максимально сократить беседу, ограничившись дежурными фразами.

После того, как все предварительные приготовления завершены, можно начинать саму процедуру. Вся процедура ПСВ занимает 3 дня, в течение которых проводятся долгие марафонские занятия (аналог спринт-тренингов). Положение облегчается тем, что многие культисты хорошо подготовлены к многодневному взаимодействию. Теперь следует более подробно рассмотреть саму процедуру трёхдневного воздействия ПСВ.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Большая часть первого дня уходит на установление взаимопонимания, сбор информации и максимальное общение участников команды с членом культа, закладывающее фундамент для следующих трёх дней. В некоторых случаях необходимо начать с обсуждения проблемы контроля сознания и культов как таковых. Уместно рассказать о социальном влиянии, об экспериментах Милгрема и Эша.

Первый день воздействия включает семейное консультирование, в ходе которого культист должен почувствовать, что его слушают и слышат, что он действительно важен для своей семьи. Нужно, чтобы каждый по очереди вербализировал свои чувства друг к другу. Затем следует перейти к структурированным упражнениям. Например, можно попросить каждого человека назвать три вещи, которые ему нравятся в других, и три вещи, которые он бы изменить, или попросить людей разбиться на пары и течение нескольких минут постараться защищать противоположные их собственным. После этого - встречи наедине с каждым членом семьи, при этом на клиента затрачивается гораздо больше времени, что позволяет добиться взаимопонимания и доверия.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

В течение второго дня происходит подробное обсуждение контроля сознания применяемого культами. Тогда же проводится трёхэтапное снятие культовых фобий, если оно не проводилось до начала процедуры ПСВ. Устранение культовых фобий, связанных с иррациональным страхом оказаться вне культовой группы, настолько важно для успешной коррекции культовой зависимости, что имеет смысл подробнее рассмотреть эту технику.

Трёхшаговое воздействие на фобии можно свести к следующим пунктам:

Шаг первый. Члену культа объясняют, что такое фобия и чем она отличается от оправданного страха. Описывается структура фобии и специфика её воздействия. Затем, используя примеры с различными фобиями, психолог демонстрирует, как от них можно избавиться.

Шаг второй. Объясняется, как другие деструктивные группы или конкретные люди преднамеренно внедряют фобии, чтобы внушить человеку страх и с лёгкостью управлять им. Вновь приводится несколько примеров культовых фобий и задаётся вопрос, что клиент об этом думает. Обратной связи добиться достаточно легко, поскольку культисты, как правило, убеждены в деструктивности всех псевдорелигиозных организаций, кроме той, в которой они состоят.

Шаг третий. Обсуждаются специфические особенности группы, членом которой является клиент. Если он увидит, что его организация ничем не отличается от тех, что обсуждались ранее, и точно также практикует методы внушения фобий, контроль сознания во многом ослабнет.

Не следует пытаться делать все три шага одновременно, но и растягивать их не следует. Нужно, чтобы сохранялась непрерывность, делающая воздействие более эффективным и чтобы культист делал свои выводы в удобном для него темпе.

После этого происходит представление клиенту бывшего члена его группы. Если в состав команды стратегического воздействия входит религиозный или светский эксперт, он также начинает свою деятельность.

Затем семья начинает в тактичной и корректной форме высказывать свои вопросы и опасения. Позднее психолог может попросить клиента поговорить с ним наедине о своём культе.

Критикуя КРМ, С. Хассен обоснованно утверждает, что она сконцентрирована на изменении убеждения и совершенно не затрагивает фобии, целенаправленно привитые членам деструктивных культов. В то же время многие люди, давно разуверившись в лидере и доктрине культа, часто неспособны выйти из него вследствие психологической беспомощности перед привитыми им страхами пребывания в группе. Таким образом, второй день отмечен переходом от семейного консультирования к консультированию о культах, в ходе которого клиенту можно помочь понять, как культовая практика сделала его более восприимчивым к некритичному усвоению культовых верований.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

На третий день происходит углублённый анализ конкретных верований группы. К этому времени человек видит необходимые взаимосвязи и научится задавать прямые вопросы, касающиеся своей собственной группы.

Успешное воздействие, если оно было проведено должным, помогает установить контакт с подлинной личностью и освободить её. Причина положительных результатов ПСВ заключается в том, что культовый контроль сознания никогда не добивается полного успеха в стирании подлинного «Я» человека. Он навязывает доминирующую культовую личность, которая постоянно подавляет его. Именно успешное установление связи с личностным ядром и позволяет психологу добиваться положительного результата. Как правило, в большинстве случаев люди решают выйти из культов. Однако следует понимать, что это не решает все проблемы, поскольку бывшие культисты, как правило, нуждаются в длительном периоде посткультовой реабилитации, когда им не менее чем раньше необходимы профессиональная помощь психологов и принятие со стороны близких.

--------------------------------------------------------------------------------

"ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕ"

Как мы уже писали выше в нашей рассылке, депрограммирование возникло, как противодействие семей «жертв» культам. Группы родственников похищали из культов адептом и пытались им «силой» помочь. Депрограммирование предполагает похищение и удержание против воли «культиста» + оказание ему психологической помощи. Депрограммирование малоэффективно и как правило наносит чаще вред психологическому здоровью клиента. Имидж депрограммирования активно используют культы для внедрения фобий своим последователям.

Итак, во второй вводной части Мы рассмотрели с Вами три типа консультирования по «жертвы». Обозначили плюсы и минусы тех или иных методик и рассмотрели некоторые из них подробно.

В следующей части нашей рассылки мы определим с Вами, как определить и обнаружить применение техник «контроля сознания». Ответим на вопросы «Что такое «удвоение?», «Какой опыт в консультировании на Западе?», «Какую роль играют спецслужбы в изучении «промывки мозгов» и «зомбирования»?», и многое другое.

Если Вы зададите вопросы на нашем форуме, то мы с удовольствием Вам ответим.

P.S. О тех или иных особенностях применения методик консультирования Вам с удовольствием ответят наши эксперты Michek (Вершинин М.В.), ANNA (Панченко А.).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.



  • Объявления

    • Solo



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      08.08.2017

      Читаем и участвуем: