Константин Карасёв

Авиакатастрофа 20 июня 2011 в Петрозаводске

5 сообщений в этой теме

Расследование Межгосударственного авиационного комитета

К смерти людей привели сразу несколько трагических обстоятельств. Но: мне показалось, что личность капитана воздушного судна (КВС) напоминает описанными чертами личность адепта культа или находящуюся в группе риска, и взаимодействие в экипаже в критический момент - давление авторитета штурмана - сродни культовому. Можно, конечно, вспомнить и генерала в кабине польского Ту-154. Или это слишком натянутые аналогии?

...Анализ личностного профиля КВС, выполненного по методике ММИЛ (методика многостороннего исследования личности) говорит о личности (КВС) стенического (высокий жизненный тонус) типа реагирования с преобладанием экзальтации (восторженное, возбужденное состояние) в стиле поведения. Данному типу свойственна активная жизненная позиция, приподнятость настроения, легко возникающие и быстро угасающие реакции гнева, эмоции гордости. Завышенная самооценка сопровождается бесцеремонностью в поведении и снисхождении к своим промахам и недостаткам.

Наличие «демонстративного оптимизма», напряженности, стремления подчеркнуть свою стойкость, способность игнорировать затруднения, высокая активность сочетаются с высокой способностью к вытеснению отрицательных сигналов, отсутствию чувства опасности, демонстративностью, эмоциональной незрелостью, эгоизмом.

В стрессовой ситуации проявляется избыточная, но не всегда целенаправленная активность, хаотичность, при этом преобладает подражание авторитетной личности...

27 января 2011, при выполнении посадки в аэропорту Внуково, КВС, работая в авиакомпании «ЮТэйр-экспресс», допустил приземление с перегрузкой 2,14 ед. Данное событие было квалифицировано как авиационный инцидент, в связи с чем руководством авиакомпании ему было предложено перейти во вторые пилоты самолета Ту-134, однако он отказался и в феврале 2011 уволился.

В марте 2011 пилот был принят на должность КВС Ту-134 в ЗАО «Авиакомпания РусЭйр»...

...

В характеристике штурмана специалисты отмечают: «Скорректированный профиль (штурмана) соответствует нормативным границам и показывает личность стеничную, активную,

с преобладанием мотива на самоутверждение. Умеренно выражены такие черты, как: аккуратность, склонность к самоанализу, упрямство, соревновательность, неудовлетворенность, мягкость, доброжелательность. Отмечается раздражительность и застревание на обидах. При длительных неудачах может развиться депрессивная реакция. В стрессовой ситуации, в первый момент, может проявиться неверие в свои возможности, растерянность. С нарастанием напряжения - активность может блокироваться».

...В процессе захода на посадку штурман проявляет повышенную активность в корректировке курса полёта, временами, пытаясь ускорить действия КВС (19:35:11. – «Вправо 20 возьми и па шустрей пока крути» и в 19:35:29 – «Саш, крути быстрее, а!»), и уверяет КВС в том, что без проблем точно выведет самолёт на курс посадки (19:35:39 – «Я тебя точно выведу…»).

...Недостатки и нарушения в действиях экипажа при выполнении посадки:

КВС:

- не использовал показания АРК для контроля пути по направлению при следовании ВС на предпосадочной прямой;

- не выполнил уход на второй круг с ВПР (110 м) при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами;

- после срабатывания сигнализации «Опасная высота» (60 м) и отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, продолжил снижение, не выполнив уход на второй круг.

Штурман ВС:

- неправильно определил ЛУР начала разворота на посадочный курс с учётом фактических параметров полёта вследствие неучёта попутного ветра и повышенной скорости полёта ВС;

- не учитывал показания АРК для контроля траектории снижения по курсу, используя показания KLN-90В;

- информирование КВС: «Я тебя точно выведу…» могло способствовать отвлечению пилотов от контроля направления с использованием АРК;

- не скорректировал вертикальную скорость снижения и курс на высоте 150м и удалении 3км от ВПП, когда ВС пересекло заданную глиссаду снижения;

- на высоте НВО 140м, в нарушение технологии работы членов экипажа самолета Ту-134, не сообщил: «Оценка», по которой функции пилотов перераспределяются: КВС начинает устанавливать визуальный контакт с наземными ориентирами, а второй пилот активно пилотирует;

- на высоте 110м не сообщил: «ВПР», после чего, в соответствии с технологией работы членов экипажа самолета Ту-134, пилоты начинают маневр ухода на второй круг при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами или продолжают снижение для выполнения посадки при наличии визуального контакта;

- на удалении 2км и высоте полета ВС 60м не доложил КВС о нахождении самолета значительно ниже заданной траектории снижения, что, возможно, связано с ослаблением внимания вследствие нахождения в состоянии легкого алкогольного опьянения.

2 пилот:

- на высоте ниже 100м при вертикальной скорости более 5 м/с не доложил: «Крутое снижение»;

- не выполнил уход на второй круг при срабатывании сигнализации «Опасная высота» (60м) при несообщении КВС о своём решении.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К смерти людей привели сразу несколько трагических обстоятельств. Но: мне показалось, что личность капитана воздушного судна (КВС) напоминает описанными чертами личность адепта культа или находящуюся в группе риска, и взаимодействие в экипаже в критический момент - давление авторитета штурмана - сродни культовому. Можно, конечно, вспомнить и генерала в кабине польского Ту-154. Или это слишком натянутые аналогии?

Ну, не стоит слишком увлекаться типизацией личностей. ИМХО

А вообще, как сын летчика, к тому же Капитана Воздушного Судна, скажу, что раньше при профотборе таких не допускали к работе КВС.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что интересно, Константин, летчики (по моим наблюдениям), к своему авторитету относятся очень трепетно, даже болезненно. В летном деле "человеческий фактор", ИМХО, определяющий.

Отец рассказывал мне, как однажды на испытаниях посадили в самолет двух полковников. Они заспорили, кто из них кому должен подчиняться, итогом стала катастрофа.

Можете считать это издержками профессии.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё одно авиапроисшествие расследовали - дагестанский ТУ-154М, аварийно севший и выкатившийся за полосу в Домодедово 4 декабря 2010 - и всё тот же человеческий фактор.

...По оценке специалистов по авиационной психологии, штурман, в процессе возникновения и развития особой ситуации, проявил гиперактивность (повышенную активность), выразившуюся в ряде ошибочных действий, а также в поспешных докладах диспетчеру, несогласованных с командиром ВС. В ущерб своим прямым профессиональным обязанностям, он, фактически, стал неформальным лидером в экипаже, внося при этом излишнюю нервозность в обстановку в кабине и оказывая психологическое давление на экипаж в целом.

Лидеры-лидеры, везде лидеры, только не там где надо.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лидеры-лидеры, везде лидеры, только не там где надо.

Что поделать, в этой профессии лидер нужен обязательно. Но если КВС не может им стать, это приводит к таким вот последствиям...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти



  • Объявления

    • Solo



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      08.08.2017

      Читаем и участвуем: