CSN

"Сочинил очень серьезную типологию"

6 сообщений в этой теме

Пишет nkozlov (nkozlov)

@ 2010-03-24 10:03:00

Метки данной записи: Профессиональная рассылка

Типология роста и развития личности

Дорогие коллеги, сочинил очень серьезную типологию, которой хотел бы с вами поделиться. И получить от вас обратную связь - что здорово, а что недодумано. И как лучше. В нескольких местах, где сам много думал и искал ответы, свои ответы намеренно уберу. Пусть это будет как игра: как на вопросы ответите вы? Это будет действительно интересно.

Конечно, ответы можно и подсмотреть в статье Типология роста и развития личности, но там не истинная правда, а мои размышления на сегодняшнее число.

Итак,

Два главных вопроса: что движет? Чем определяется направление?

Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами:

-Что является движущей силой, мотором изменения?

-Чем или кем определяется направление личностных изменений?

Мотором, движущей силой роста и развития может быть:

-естественный внутренний источник. Я расту естественным образом, меня толкает какой-то мотор внутри меня... Пассивный личностный рост.

-собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам", активный личностный рост.

-инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются" См.→

Направление, в свою очередь, может определяться:

-Моими врожденными особенностями, интересами и способностями,

-Обществом, семьей либо другими внешними обстоятельствами

-Моими личными сознательными выборами, решениями

Собственно типология

Три варианта движущих сил и три варианта направлений в целом дают типологию роста и развития личности: матрицу из девяти значимых смыслов, которым можно дать следующие названия.

-Я расту естественным образом, направление роста определяется моими врожденными особенностями либо обстоятельствами.

У меня заметили способности к рисованию, отдали на музыку. Потом музыкальный кружок закрылся, меня отдали на спорт, потому что он был близко к дому. Что это? (Как бы назвал это я - пропущу)

-Я расту естественным образом, направление и рамки моего роста определяет мне общество.

Вот бодрый и активный ребенок, воспитатель отвлекает его от плохих игр и предлагает ему хорошие - развивающие и воспитывающие игры. Что это? Это обычное воспитание.

-Я расту естественным образом, самостоятельно выбирая направление своего роста.

Я иду туда куда мне интересно и делаю то, что у меня получается, ровно столько, сколько хочется. Сегодня мне понравилось заняться спортом, я пошел в секцию и занимаюсь там чем мне интересно и сколько мне интересно. Завтра я увлекся гитарой, и пока мне интересно, разучиваю аккорды. (Как бы назвали это вы?)

-Я активно развиваю себя сам, самостоятельно выбирая направление своего развития.

Я составил план собственного развития и занимаюсь тем, что я выбрал, в рамках тех требований, которая здесь необходимы. "Мне лениво" - уже не катит. Я решил делать 15 подтягиваний ежедневно в течение года - я буду это делать. Это уже осознанное и волевое самосовершенствование.

-Я активно себя развиваю в направлении, определенном моими врожденными особенностями и способностями.

В каком направлении я буду себя развивать, я четко не планирую, скорее выбирая то, что подсказывает мне мое сердце и что у меня "идет". Но без развития я себя не мыслю, качественные результаты я люблю, поэтому свои таланты я реализую по максимуму. Это - саморазвитие.

-Я активно развиваю себя в заданном обществом направлении.

Бенджамин Франклин в возрасте 22 лет составил список из 13 добродетелей, которым себя усердно учил: бережливость, трудолюбвие, справедливость, смирение... Это - классическое самовоспитание.

-Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое соответствует моим особенностям.

Группы личностного роста.

-Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое я выбрал.

Коучинг, тренинги развития личности.

-Со мной занимаются, мне помогают развиваться в заданном обществом направлении.

Образование.

В данной типологии молчаливо используются два допущения:

-предлагается, что человек всегда активен, и

-предполагается, что конфликта между человеком и общества нет.

Если выйти за рамки этих допущений и рассмотреть варианты, когда человек пассивен либо стремления и привычки человека входят в конфликт с требованиями общества, у нас появятся дополнительные смыслы. Например:

-Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу = социализация, формирование.

-Я привык и хочу жить по-своему, общество занимается переделкой меня в нужном ему направлении - перевоспитание.

Где рост, где развитие?

Если при всех позитивных изменениях в личности сохраняется ее личностная идентичность (ведущие ценности и личностные роли), можно говорить о личностном росте (количественные изменения).

Если в процессе позитивных изменений личностная идентичность меняется, человек начинает осознавать себя другим и вести себя как другой (не как мальчик, а как мужчина, не как беспомощный, а как способный, не как ведомый, а как лидер) – говорится о развитии личности (качественные изменения).

Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать те или иные ситуативные задачи, но не меняющие его личностную идентичность, происходило общее развитие личности в рамках личностного роста.

Это инструментальные тренинги, усвоение конкретных, узко-ситуативных навыков.

Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать задачи в широком круге ситуаций, навыки универсального плана (ответственность, позитивность, конструктивность), это меняет его качественно, как личность.

Тренинги, которые это обеспечивают – тренинги развития личности.

Моё мнение главным движителем личностных изменений является когнитивный диссонанс, а направление - его разрешение. А вся эта словесная лабуда направленна на то, чтобы это скрыть и показать свою значимость. Но у меня нет психологического образования и поэтому не пишу "серъёзных работ" и могу сильно ошибаться. А Вы как думаете?

Изменено пользователем CSN
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Моё мнение главным движителем личностных изменений является когнитивный диссонанс, а направление - его разрешение. А вся эта словесная лабуда направленна на то, чтобы это скрыть и показать свою значимость. Но у меня нет психологического образования и поэтому не пишу "серъёзных работ" и могу сильно ошибаться. А Вы как думаете?

Таких "очень серьёзных типологий" можно сочинить десяток за час, и их ценность, соответственно, будет стремиться к нулю во всех смыслах. У меня кандидатская как раз по типологии и классификации, так что я могу оценить этот "труд" по размеру "достоинства". Это просто графоманский набор неопределённых понятий, полностью игнорирующий хоть какие-нибудь действительно научные разработки по проблемам изменения индивида.

Фактически это почти неприкрытая суггестивная реклама псевдотренингов псевдоличностного псевдороста - и больше ничего.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фактически это почти неприкрытая суггестивная реклама псевдотренингов псевдоличностного псевдороста - и больше ничего.

Пример вербовочного текста с искаженной логикой.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё одно подтверждение моей примерно годовалой мысли, что синтоновцы постепенно отходят от имиджа официально признанной, поддерживаемой администрациями и помогавшей какому-то псевдокомсомолу организации к образу гонимых кровавым режимом и закосневшим обществом либералов. Вот, вам предлагается вместо плохого образования, которое под общественным нажимом готовит рабов, посещать хорошие тренинги, на которых вы развиваетесь очень-очень свободно.

(Конечно, ясно, что тут о большей свободе не может быть и речи, хотя бы потому, что для свободного решения надо хотя бы знать, что за ним последует).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё одно подтверждение моей примерно годовалой мысли, что синтоновцы постепенно отходят от имиджа официально признанной, поддерживаемой администрациями и помогавшей какому-то псевдокомсомолу организации к образу гонимых кровавым режимом и закосневшим обществом либералов. Вот, вам предлагается вместо плохого образования, которое под общественным нажимом готовит рабов, посещать хорошие тренинги, на которых вы развиваетесь очень-очень свободно.

(Конечно, ясно, что тут о большей свободе не может быть и речи, хотя бы потому, что для свободного решения надо хотя бы знать, что за ним последует).

По-моему, все культы ОБЯЗАТЕЛЬНО приходят к параноидальной фазе.

Официальным религиям удается "не скатываться" в это, отсекая радикальные ветки. Но эти ветки, однозначно, не перестанут обильно отростать.

При этом, "отсечение" экстремистов "официальными" связано, по-моему, только со значительными материальными ресурсами, которые неизбежно будут потеряны в радикализме.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да простит меня Мишек, так как я ворую его фразу: "Маски авторитарности", раздел "Стадии культов". Давно все описано!

"Читайте и еще раз читайте!" (с) Мишек :innocent:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах



  • Объявления

    • Solo



      Группы "Пользователи", "За культы", "Против Культов", "Непонимаемые" могут размещать свои посты в разделах:"VOX POPULI", "Консультирование пострадавших от деятельности культов" и "Бизнес-культы, "Лженаука" и "гуру""; в подразделах:"Обсуждение", "Традиционные религии, спец службы, общественные организации и т.п." и "Вопросы к Редакции проекта". Группа "Неприкасаемые" в подразделе "Курилка"
    • Redactor



      МОРАТОРИЙ НА ПОЛИТИКУ "УКРАИНА vs РОССИЯ vs БЕЛОРУССИЯ" Обсуждение политики, только в разрезе конкретных культов и их лоббистов во власти. Тема "Украина vs. Россия vs. Белоруссия" - в личке, но не на форуме. За нарушение "кара небесная" со всеми вытекающими! Большая просьба ко всем сторонам и участникам - наш проект посвящен конкретным целям и направлениям, давайте придерживаться тематики проекта. Международная политика и конфликты - не та тема!
    • Redactor

      08.08.2017

      Читаем и участвуем: